Обзор Нормативно-Правовой Базы И Предпринимаемых Мер В Области Государственного Регулирования Внешнеэкономической И Законы Инвестиционной Деятельности В Турции.
Основополагающие нормативно-правовые акты, регулирующие внешнеторговую деятельность
Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Турции основана на принципах либерализации, открытой экономики, конвертируемости валюты, поощрения частных капиталовложений, приватизации, экспортной ориентации, всемерного привлечения иностранных инвестиций, предоставления национального режима зарубежным компаниям.
Законодательство представлено рядом основополагающих законов, постановлений и решений Совета министров, подзаконных актов, принятых на различном уровне уполномоченными органами, ответственными за регулирование соответствующих сфер экономики.
Государственное регулирование в области внешнеэкономической деятельности Турции определяется на данном этапе, главным образом, необходимостью соответствия принимаемых законодательных актов требованиям и стандартам Европейского Союза.
Главным контролирующим и исполнительным государственным органом в системе внешнеэкономического регулирования является Министерство экономики Турции. Министерство имеет, кроме центральных служб, региональные подразделения и заграничные представительства. Ждем Вас на Телеграм Канале нашей компании.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими внешнеэкономические отношения Турции, являются периодически обновляемые правительственные решения об экспортных и импортных операциях; о защите турецкой валюты; двусторонние и многосторонние соглашения и договоры. В этих документах предусмотрено активное участие в механизме внешнеэкономического регулирования торговых, промышленных и торгово-промышленных палат и их руководящего органа — Союза палат и бирж Турции, союзов экспортеров, таможенных служб, Центрального банка и других организаций. Министерство правомочно передавать часть своих функций по регулированию внешнеторговых операций союзам экспортеров и торгово-промышленным палатам. При содействии Министерства экономики активная роль отводится союзам экспортеров, объединяющих по товарно-отраслевому принципу экспортеров различной продукции. Создан единый общетурецкий «Союз экспортеров» с центром в г. Анкаре, решения которого обязательны для всех экспортеров. Таким образом, часть функций управления экспортом делегирована властями самим экспортерам.
В Турции действует обширная нормативно-правовая база, регулирующая режим импорта и защитные механизмы. Основными законными актами, регулирующими работу защитных механизмов, являются Закон № 3577 (с поправками — № 4412, решение (№ 99/13482) и Инструкция № 23861 от 30.10.1999 г. «О предотвращении недобросовестной конкуренции при импорте». В соответствии с вышеуказанными нормативными актами, временные защитные (антидемпинговые) меры принимаются в критических ситуациях, когда задержка может причинить существенный ущерб экономике страны, и когда предварительный анализ явно показывает, что увеличение импорта уже причинило или причиняет существенный ущерб местным производителям аналогичной продукции. Временные защитные меры могут выражаться во введении или изменении размера таможенных пошлин, количественных или стоимостных ограничениях импорта, тарифных квот или сочетания таких мер, и могут применяться также для соблюдения общественной морали, публичного порядка или безопасности, защиты здоровья и жизни людей, животных и растений, сохранения национальных исторических или художественных ценностей, а также интеллектуальной, промышленной и коммерческой собственности.
На основании вышеуказанного Закона и Инструкции, создана независимая государственная структура — Совет по предотвращению недобросовестной конкуренции при импорте, который по предложению Министерства экономики принимает отдельные Постановления о введении антидемпинговых ограничений.
Кроме того, существуют дополнительные акты, регулирующие квотирование и тарифное контингентирование импорта промышленных товаров и сельхозпродукции, как в рамках двусторонних договоров, так и вне их. Отдельными законодательными актами регулируются вопросы мониторинга и защитных мер при импорте отдельных текстильных товаров, при импорте товаров из ряда стран, а также при импорте товаров, прошедших обработку в-третьих странах.
Турецкие министерства и ведомства, курирующие внешнеторговый блок, проводят гибкую политику извлечения максимальной пользы из нынешнего статуса Турции в ВТО (развивающаяся страна), по возможности используя двусторонние механизмы там, где это представляется наиболее выгодным для национальной экономики. Наиболее яркое отражение такая политика получает в ходе антидемпинговых и защитных расследований, проводимых Турцией, когда общепринятые нормы ВТО трактуются по-разному в зависимости от интересов турецкой стороны.
Решения о начале и завершении расследования, о введении и прекращении защитных мер в отношении импорта публикуется в Официальной газете.
Закон о противодействии недобросовестной конкуренции в импорте № 3577 от 1 июля 1989 г. (антидемпинговое законодательство) с изменениями, внесенными Законом № 4412 от 25 июля 1999 г., Постановление Совета Министров Турции от 29 мая 2004 года о защитных мерах в отношении турецкого импорта. Положения данного Закона, представляющего собой основу антидемпингового регулирования, соответствуют положениям Антидемпингового кодекса ГАТТ, подписанного Турцией в ходе «Токийского раунда», проходившего с 1973 по 1979 год.
Постановление развивает положения Закона № 4412 от 25.07.1999 г. и предусматривает принципы и процедуры, направленные на защиту местных производителей в том случае, когда импорт определенной продукции увеличивается до таких размеров, что может составить серьезную угрозу производству аналогичной конкурентной продукции на местном рынке при условии, что эти меры носят временный и ограниченный характер, принимая во внимание международные обязательства и интересы страны.
Органами, на которые в соответствии с Постановлением возложено осуществление указанных мер, является Министерство экономики Турции.
Практика применения антидемпингового законодательства к российским компаниям незначительна (в 2005 году было лишь одно расследование) и не имеет для них чувствительных негативных последствий.
Закон от 31декабря 1995 г. о защите коммерческих прав турецких организаций предусматривает механизм принятия мер, вплоть до обращения в суд, направленный на устранение торговых барьеров, имеющих место в отношении турецких компаний и отраслей промышленности на рынках других стран, в случае, если это оказывает негативное влияние на турецкий рынок.
Закон № 4628 от 20.02.2001 г. о рынке электроэнергии регулирует, в частности, процедуры, связанные с экспортом и импортом электроэнергии, в соответствии с лицензиями, которые на основании обращений компаний выдает Совет по регулированию энергорынка (специально созданный для данных целей автономный правительственный орган), следует отметить то, что при необходимости лицензии могут выдаваться Советом и на тендерной основе.
Закон № 4646 от 18.04.2001 г. о рынке природного газа регулирует процедуры, связанные с экспортом и импортом природного газа в соответствии с лицензиями, выданными Советом по регулированию энергорынка.
Положение относительно экспортно-импортных операций на энергетическом рынке Турции (принято Советом по регулированию энергорынка 4 сентября 2002 г., опубликовано в “Официальной газете” за № 24866) регулирует принципы и процедуры в отношении экспорта и импорта электроэнергии, осуществляемые Турецкой электрической компанией (по оптовым продажам), вопросы выдачи лицензий на оптовую и розничную торговлю, права и обязательства юридических лиц, занимающихся экспортом и импортом электроэнергии.
Коммюнике № 2003/12 о контроле за экспортом продукции двойного назначения (опубликовано в” Официальной газете” 2 декабря 2003 г.) регулирует порядок осуществления экспорта оборудования, материалов и технологий двойного назначения, т.е. таких, которые могут быть использованы как в гражданских, так и в военных целях. Предусматривает, что номенклатура указанных товаров содержится в Перечне, утвержденном Вассенаарским соглашением, подписанным 33 странами-участницами, в том числе Турцией, в 1996 году. Содержит процедуру получения соответствующих разрешений на данные операции через Главное управление Стамбульского союза экспортеров металлопродукции и машиностроения, Департамента экспорта Министерства экономики Турции.
Закон № 4734 от 22 января 2002г. о проведении государственных тендеров и Закон № 4964 от 15 августа 2003 года, внесший изменения в Закон № 4734. В связи с тем, что Турция, будучи членом ВТО, до настоящего времени не подписала Соглашение с этой организацией о поставке товаров для государственных нужд, основным законом, регулирующим госзакупки товаров и услуг, является Закон № 4734 от 22 января 2002 г. «О проведении государственных тендеров» и дополняющий его Закон № 4964 от 15 августа 2003 г. В соответствии с Законом № 4734 любые госзакупки должны осуществляться только на тендерной основе. Исключение при необходимости могут составлять госзакупки в рамках специальных (например, по линии НАТО), либо межправительственных соглашений.
3.2. Таможенный тариф
В настоящее время торговая политика Турции находится в полном соответствии с торговым законодательством Европейского Союза. В середине 90-х годов прошлого столетия между Турцией и ЕС было подписано соглашение о Таможенном Союзе. В соответствии с этим соглашением, в торговле между Турцией и странами ЕС отменены все таможенные пошлины и другие налоги, а также количественные квоты, введены принципы свободного обращения товаров. В торговле с третьими странами Турция стала использовать совместные со странами ЕС таможенные тарифы. После подписания соглашения о Таможенном Союзе со странами ЕС в Турции был введен в действие новый Импортный режим, подготовленный с учетом ее обязательств в рамках Таможенного Союза, Всемирной торговой организации и положений подписанных ею с третьими странами Соглашений о свободной торговле. Средняя ставка ограничительного налога на импорт промышленных товаров из третьих стран была снижена. Ждем Вас на Телеграм Канале нашей компании.
Соглашение о Таможенном Союзе с ЕС обязывает Турцию заключать соглашения о свободной торговле только с теми странами, с которыми такие соглашения подписали страны ЕС. В некоторых случаях это условие вступает в противоречие с экономическими интересами Турции. Таможенные пошлины в Турции взимаются во время импортирования на основании базы таможенных тарифов, определяемой на основе принципов таможенной оценки в соответствии с Номенклатурой Таможенных Тарифов, Таможенным Законом № 4458 от 27.10.1999 г. Ведомствами курирующими данную отрасль являются Совет Министров Турецкой Республики, Министерство ‘кономики и Министерство nаможен и nорговли.
Если Вам хочется получать много интересной и полезной информации настоятельно советуем подписаться в социальные группы нашей компании в: ВКОНТАКТЕ, ОДНОКЛАССНИКАХ, ФЕЙСБУКЕ или в ТВИТТЕРЕ.
3.3. Законодательство об иностранных инвестициях
Законом № 4875 от 5 июня 2003 г. «О прямых иностранных инвестициях» предусматривается поощрение иностранных прямых инвестиций в турецкую экономику, защита прав иностранных инвесторов, даются определения понятия «инвестиция» и «инвестор» в соответствии с международными стандартами. Закон провозглашает свободу инвестирования и национальный режим, как основной принцип привлечения иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы освобождаются от многих бюрократических процедур.
Улучшение инвестиционного климата является одним из основных принципов экономической программы Правительства Турции. Важным шагом в этой области является принятие нового законодательства об иностранных инвестициях, создающего базу устойчивого развития транспарентного рынка частных инвестиций при эффективной поддержке государства.
Основным критерием в оценке проектов иностранных инвестиций являются их технологический уровень, конкурентоспособность, экспортный потенциал, возможности вовлечения местных ресурсов для их реализации. Немаловажное значение имеет географический аспект.
В целом система поощрений и льгот для инвесторов, в том числе иностранных, в Турции разработана очень детально.
3.4. Валютное регулирование
Закон и Постановление с силой закона Совета Министров № 32 «О защите турецкой валюты» являются основными нормативными актами, регулирующими валютные операции в Турции.
Предметом регулирования являются следующие валютные операции:
— операции, связанные с ввозом и вывозом за пределы страны турецкой валюты, ценных бумаг, выраженных в турецкой валюте;
— сделки с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них;
— импортные и экспортные операции, включая вывоз и ввоз иностранной валюты, ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте;
— сделки в иностранной валюте при ввозе и вывозе капитала.
В целом, если вывоз капитала сопряжен с прохождением весьма длительных регистрационных процедур, то для его ввоза достаточно иметь зарегистрированного в Турции резидента.
3.5. Регулирование свободных (особых) экономических зон
Согласно Закона «О свободных зонах» № 3218 от 06.06.1985 г., опубликованного в Официальной Газете Турции 16.06.1985 г. за № 18785, в качестве основных целей создания и работы свободных зон обозначены развитие ориентированных на экспорт производств и направлений капиталовложений, привлечение прямых иностранных инвестиций и новых технологий, побуждение предприятий к производству товаров на экспорт и развитие международной торговли.
Свободные экономические зоны Турции обладают следующими преимуществами:
▪ 100% освобождение от таможенных и других сопутствующих пошлин, корпоративного налога для промышленных компаний, уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и специального налога на потребление, налога на заработную плату сотрудников (для компаний, экспортирующих не менее 85 % стоимости товара на условиях FOB, если этот товар произведен в свободной зоне);
▪ товары могут находиться на территории свободной зоны на протяжении неограниченного периода;
▪ прибыль, полученная в свободных зонах, может переводиться за рубеж или в пределах Турции без ограничений.
В Турции действует 21 свободная зона, расположены они по общему правилу вблизи важных торговых центров Евросоюза и Ближнего Востока, рядом с крупными турецкими портами Средиземного, Эгейского и Черного морей, международными аэропортами, что обеспечивает удобный доступ к международным торговым путям.
Регулирование деятельности свободных экономических зон осуществляет Департамент управления СЭЗ Министерства Экономики Турции.
В действующем законодательстве Турции, свободные зоны определяются как специальные районы, на которые не распространяется режим таможенной территории Турции, правовые нормы, регулирующие экспортно-импортные и валютные операции, на территории свободных зон не действуют. В СЭЗ нет процедурных ограничений относительно цен, стандартов и качества товаров, предусмотренных турецким законодательством: любые решения, принятые государственными институтами или агентствами в отношении цен, качества и контроля за ними, обязательные на всей территории Турции, на территории СЭЗ не применяются.
Местонахождение и границы СЭЗ устанавливаются Советом Министров Турции. Выдача лицензий на право предпринимательской деятельности в СЭЗ также находится в ведении СовМина. В отличие от большинства СЭЗ в других странах режим СЭЗ в Турции допускает поставки производимых в СЭЗ товаров на внутренней рынок Турции, однако к таким поставкам применяется режим внешней торговли (с уплатой 0,5% налога от суммы сделки). При этом если стоимость товаров не превышает 500$, то они освобождаются от налогообложения. Режим внешней торговли не применяется к товарам, поставляемым из СЭЗ в другие страны или другие СЭЗ. В СЭЗ в качестве средства платежа может использоваться любой вид свободно конвертируемой валюты, котируемой Центральным банком Турции. Совет Министров может принять решение об осуществлении платежей только в турецких лирах.
Что касается ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, то Министерство Финансов уполномочено осуществлять в этой области необходимое регулирование и принимать соответствующие инструкции независимо от положений общего налогового законодательства Турции и представлять соответствующие предложения Совету Министров.
В этой связи необходимо отметить принятие 06 февраля 2004 г. Закона № 5084 о поощрении инвестиций и занятости, которым предусмотрено, что лица, осуществляющие деятельность в свободных экономических зонах, являются субъектом налогообложения на следующих условиях:
— Физические и юридические лица, получившие лицензии на предпринимательскую деятельность до 6 февраля 2004 г. продолжают пользоваться освобождением от уплаты корпоративного и подоходного налогов на срок действия указанной лицензии. Доходы, возникшие от продаж товаров, произведенных в этих зонах физическими или юридическими лицами, которые получили лицензию 06.02.2004 и позже, не подлежат обложению подоходными или корпоративными налогами до конца налогового периода того года, когда Турция станет полноправным членом Европейского Союза.
— В соответствии с Законом прибыль и доходы могут без ограничений переводиться в любые страны, включая Турцию.
— Срок действия лицензии на предпринимательскую деятельность максимум 10 лет для предпринимателей – арендаторов и 20 лет для тех, кто приобретает офисные и рабочие помещения в собственность. Если лицензия предусматривает осуществление производственной деятельности, то ее срок составляет соответственно 15 и 30 лет для пользователей и инвесторов.
— Отсутствуют какие-либо ограничения по соотношению иностранного и местного капитала при осуществлении инвестиций в СЭЗ.
С тех пор как СЭЗ являются частью общей с Европейским союзом таможенной территории, товары, производимые в СЭЗ, и находящиеся в свободном обращении могут поставляться в страны ЕС в соответствии с сертификатом ATR. Товары, произведенные в третьих странах, также не облагаются таможенными пошлинами при их поставке в СЭЗ. Однако, товары не находящиеся в свободном обращении, могут поставляться в страны ЕС в соответствии с ATR сертификатом, только путем уплаты таможенных пошлин по ставкам, определенным Общим с ЕС таможенным тарифом. Физические и юридические лица, являющиеся резидентами Турции и зарегистрированные в газете Торгового регистра должны осуществлять свою деятельность в СЭЗ в соответствующих офисах, арендованных или сооруженных. Компании, работающие в СЭЗ, должны быть зарегистрированы помимо газеты Торгового Регистра, также в соответствующей Торговой/Торгово-промышленной палате.
- Иностранные юридические лица для осуществления предпринимательской деятельности в СЭЗ должны представлять в Минэкономики Турции следующие документы:
а) Документ о регистрации компании;
б) Документ о деятельности компании за предыдущий год, включая балансовый отчет.
- Иностранные физические лица должны представить:
— копию паспорта;
— детальное описание коммерческой деятельности.
- Как физические, так и юридические лица должны подтвердить, что необходимый капитал для работы в соответствующей области переведен в Турцию.
- Заявление.
- Каталоги, буклеты оборудования, машин и др. товаров, которые предполагается импортировать.
- Доверенность, выданная компанией тому лицу, которое будет выполнять все формальности.
После рассмотрения и одобрения заявки на получение лицензии на право предпринимательской деятельности в СЭЗ необходимо заключить контракт с администрацией зоны об аренде помещения или участка земли на территории зоны. После направления копии соответствующего контракта в Главное управление по вопросам СЭЗ этот орган выдает соответствующую лицензию и «Разрешение на строительство» или «Разрешение на освоение помещения».
Если Вам хочется получать много интересной и полезной информации настоятельно советуем подписаться в социальные группы нашей компании в: ВКОНТАКТЕ, ОДНОКЛАССНИКАХ, ФЕЙСБУКЕ или в ТВИТТЕРЕ.