ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА ТУРЦИИ (Право наследования в Турции 1)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА ТУРЦИИ (Право наследования в Турции 1)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА ТУРЦИИ

Право Наследования В Турции 1-ая Часть

В серии статьей про наследственное право в Турции исследованы особенности правового регулирования и практики реализации иностранными гражданами права на наследование имущества и недвижимости в Турции. Данная серия статей нацелена на максимальное определение проблемных вопросов получения иностранными гражданами наследства на территории Турции, выявление недостатков и сложностей применения действующего законодательства, и нахождение путей решения проблемы.

ПРИНЦИП, РЕГУЛИРУЮЩИЙ ТУРЕЦКОЕ НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

Правило Lex Rei Sitae

Принцип, регулирующий турецкое право наследования, регулируется правилом lex rei sitae (т.е. собственность регулируется законами, в которых он находится) что, в свою очередь означает, что турецкое право применяется, когда речь идет о праве собственности на имущество, находящееся в пределах территории Турецкой Республики.

Еще один важный принцип, который иностранцы должны знать заранее — это то, что движимое имущество подчиняется национальному законодательству страны покойного, в то время как недвижимое имущество умершего подчиняется закону Турецкой Республики. Таким образом, турецкое право является применимым правом, регулирующим право собственности на недвижимое имущество, находящееся в пределах границ Турецкого государства, в то время как движимое имущество и правила установления факта смерти покойного устанавливается правовыми нормами государства, гражданином которого является наследники и наследодатель.

Это означает, что для наследования недвижимого имущества, необходимо пройти процедуру, предусмотренную законодательством Турции, и не имеет значения, где составлено завещание или где последний раз проживал и умер наследодатель. Незначительные исключения будут рассмотрены в другой статье.

Принцип Взаимности

Взаимность является одним из фундаментальных принципов равенства в сфере международного сотрудничества и содружества между государствами. Взаимность представляет собой одну из основ международного частного права, нашло свое закрепление и в доктрине международного частного права, и внутреннем законодательстве, и международных договорах.

Сущность взаимностипредоставление лицам иностранного государства определенных прав или определенного правового режима при условии, что лица страны, которая предоставляет данные права, будут пользоваться аналогичными правами или правовым режимом в данном иностранном государстве. Основной источник взаимности — национальное законодательство.

Наличие взаимности в деятельности правоприменительных органов двух государств устанавливается следующими способами:

— правоприменительные органы одного государства констатируют, что в дружественной стране не проводилось действий, свидетельствующих об отказе от взаимности;

— в постановлении национального правоприменительного органа перечисляются действия иностранного государства, подтверждающие взаимность взаимодействующих сторон.

Для Международного Частного Права (МЧП) наибольшее значение имеет разделение взаимности на материальную и коллизионную взаимность. «Материальная» взаимность означает предоставление физическим и юридическим лицам — иностранцам в стране пребывания — полномочий аналогичных тем, которые предоставляются им в своем государстве. Безусловно, отличие в праве разных государств ограничивает возможность широкого применения материальной взаимности.

«Формальная» взаимность предполагает уравнивание иностранцев в стране пребывания в правах и обязанностях с местными гражданами и юридическими лицами. В международном частном праве преобладает определение правового режима иностранцев на основании «формальной» взаимности.

Материальная взаимность делится на собственно материальную (материальную в узком смысле) и формальную взаимность. Материальная взаимность выражается в предоставлении иностранным лицам той же суммы конкретных прав и полномочий, которыми национальные лица пользуются в соответствующем иностранном государстве. Материальная взаимность предоставляется в отдельных сферах — наследственное и авторское право, право промышленной собственности, двойное налогообложение (например, право инвестора на получение компенсации в случае принудительного изъятия его капиталовложений). Отсутствие международной взаимности между государствами является причиной неправоспособности наследовать по завещанию или без завещания имущество находящееся в Турции.

Формальная взаимность заключается в предоставлении иностранным лицам всех прав и полномочий, вытекающих из местного законодательства. Особенность формальной взаимности — иностранным лицам в другом государстве предоставляются права, которыми они не пользуются в своей стране. В то же время иностранные лица не могут требовать предоставления прав, которыми они обладают в своей стране, если предоставление таких прав не предусмотрено законодательством соответствующего иностранного государства. По общему правилу предоставляется формальная взаимность, например иностранные физические лица пользуются национальным режимом в сфере гражданской и гражданско-процессуальной правоспособности.

К проблемам, которые связаны с взаимностью в различных сферах международного частного права также относятся: признание и исполнение иностранных судебных решений при условии признания и исполнения судебных решений в соответствующем иностранном государстве; выполнение судебных поручений иностранных судов при аналогичном исполнении поручений судов Турции.

Международная Вежливость

Понятие международной вежливости не используется в национальном законодательстве и международных договорах, но широко применяется в правоприменительной практике Турции. В хрестоматийном решении английского суда по делу Лютера-Сегора (1921) сказано: «Заявить, что законодательство государства, признанного суверенным со стороны нашего государства, противоречит основным принципам справедливости и морали, — значит серьезно нарушит международную вежливость». Например, в Турции свыше трех миллионов беженцев из Сирии. Отсутствие в Турции с Сирией соглашение международного договора об оказании правовой помощи не мешает на условиях международной вежливости применять для граждан Сирии правовые льготы и предоставлять правовую помощь.

Наиболее распространено применение принципа международной вежливости — это «внедоговорная правовая помощь». При отсутствии специального международного соглашения о предоставлении правовой помощи государство вправе рассчитывать на оказание помощи на основе взаимности в порядке международной вежливости. Если государство без достаточных оснований отказывает другому государству в правовой помощи, такой отказ представляет собой нарушение принципа международной вежливости.

Можно сделать вывод, понятие международной вежливости связано с понятием взаимности, но это не тождественные категории. Взаимность представляет собой норму международно-правового обычая и одновременно — нормы национального закона. Принцип международной вежливости — это международно-правовой обычай, который не является правовой нормой. Международную вежливость можно определить как взаимность, не закреплённую в договоре или законе.

Принцип Недискриминации

Дискриминация — это нарушение или ограничение законных прав и интересов иностранных лиц на территории какого-либо государства. Принцип недискриминации означает, что лица любого государства не могут быть поставлены в худшие условия, чем лица других государств. Каждое государство имеет право требовать от другого государства создание для его национальных лиц тех же условий, которыми пользуются лица других государств, то есть общих и одинаковых для всех.

Принцип недискриминации не нуждается в договорном закреплении, он непосредственно вытекает из суверенного равенства государств. Принцип недискриминации — это «обратная сторона» принципа предоставления определенных режимов. Учитывая что в национальном законодательстве Турции содержится общая норма о предоставлении иностранцам национального режима в сфере гражданской правоспособности, то необоснованное исключение из сферы действия данной нормы граждан любого конкретного государства расценивается как дискриминация.

Право На Реторсии

Реторсии представляют собой правомерные соответствующие ограничительные действия одного государства против другого, если на его территории нарушаются законные права и интересы физических и юридических лиц первого государства. Это принудительные меры, осуществляемые в ответ на недружественный акт и направлены не против государства в целом, а против его частных лиц в конкретной сфере международного общения. Цель реторсий — добиться отмены дискриминационной политики, возобновить применение принципа взаимности в отношениях между соответствующими государствами. Обоснованное применение реторсий не может рассматриваться как нарушение принципа недискриминации. Реторсией иногда называют «обратной взаимностью». На практике такое часто можно заметить, это когда по политическим причинам Россия может включить обратную взаимность и не пропустить турецкие помидоры. К счастью данный институт пока не применялся в сфере наследственного права.

Рядом нормативных актов Турции закреплена возможность принятия одного или нескольких видов мер принудительного характера, а именно: ограничение импорта, повышение таможенных пошлин, введение режима лицензирования и квотирования внешнеэкономических операций и тому подобное. Следовательно, целью реторсии является отмена ограничений, установленных отдельным государством, наносят необоснованный, в порядке дискриминации, ущерб интересам другого государства или его граждан. Турция, в случае установления ограничений дискриминационного характера на её физических или юридических лиц другой страной, может применять в порядке реторсии соответствующие меры в отношении физических или юридических лиц этой страны. В отличие от принципа взаимности в случае реторсии инициатором неприменения иностранного права является исполнительная власть.

Правила Публичного Порядка

Согласно статье 5 Закона № 5718 «О Международном Частном Праве И Процессе» о нарушение публичного порядка говорится, “Если норма иностранного применимого права, которое применяется в конкретном случае, явно противоречит турецкому публичному порядку, то эта норма не должна применяться; если это представляется необходимым, то подлежит применению турецкого права”.

Норма права иностранного государства не может быть применена, если ее применение приводит к последствиям, явно несовместимым с основами правопорядка (публичным порядком) Турецкой Республики. Это общее правило Международного Частного Права Турции имеет особое значение в сфере наследственных правоотношений, где речь идет преимущественно о защите имущественных интересов физических лиц под действием законов различных правовых систем. Под защитой общественного порядка в международных наследственных правоотношениях понимают прежде всего недопущение предоставления законной силы привилегиям, которые установлены законодательством другого государства по половым, возрастным, религиозным и другим подобным признакам (если законодательство страны открытия наследства таких привилегий не признает).

Несовместимым с турецким публичным порядком применение иностранного закона или выполнения завещания, если следствием такого применения или выполнения которых является признанием в Турции ограничений, основанные на признаках пола (например, применение при выдаче свидетельства о праве на наследство иностранного закона, который устанавливает неравные доли в наследстве для наследников одной очереди мужского и женского пола), политических или религиозных убеждений и тому подобное. Вместе с тем, вполне совместимым с основами правопорядка Турции будет признание установленных иностранным правом ограничений в праве на наследование, если основания таких ограничений аналогичны тем, которые приняты в Турции (например, осуществление наследником уголовного преступления или нарушения им обязательств по наследодателя). Следует также допускать применения норм иностранного наследственного права и исполнение иностранных завещаний на основе взаимности и на основании международных договоров и двухсторонних договоров о взаимной правовой помощи с Турцией.

Недопустимо предоставление законной силы завещанию, что регулируется иностранным правом, если такое завещание ограничивает право на обязательную долю в наследстве лиц, имеющих такое право в соответствии с законодательством Турции (такое право установлено ст. 20 MЧП Турции). Однако следует иметь в виду, что, с учетом особых обстоятельств дела (отношения между наследодателем и наследниками, другие существенные обстоятельства) размер обязательной доли в наследстве может быть изменен решением суда Турции.

Следует учитывать, что само по себе различие нормы иностранного наследственного права от норм права Турции еще не является основанием для отказа в применении иностранного права или исполнении завещания, основанное на таком иностранном праве. В этом отношении следует помнить, что для органов суда и нотариата государства, в котором рассматриваются права на наследство или вопрос об институте брака (форме неизвестного праву Турции) в свете принципа взаимности, даже если в данном государстве не признаются наследственные права определенных категорий лиц, подобный факт не обязательно должно быть основанием для отказа в признании прав таких лиц, возникших под действием иностранного закона.

Конечно, условием такого признания является абсолютная легальность требований наследников с точки зрения применимого права, а также отсутствие противоречий между последствиями удовлетворения требований наследников и основами местного правопорядка. В этом отношении речь идет прежде всего о полигамных и однополых союзах (не признаются правом Турции), а также сожительство без регистрации брака (установлены существенные ограничения по наследственным правам супругов, проживающих вместе). Тот факт, что подобные союзы не признаны легитимными в Турции, а участники таких союзов, по праву Турции, ограничены в наследственных правах, вовсе не означает, что в Турции, в признании соответствующих наследственных прав должно быть отказано. Если союз официально признан и зарегистрирован в соответствии с правом своего государства и если право такого государства предполагает способность партнера к наследованию и если есть основания для осуществления права на наследство (и при этом не нарушаются основные права и свободы граждан, восприняты демократическим обществом), нет оснований для отказа в наследовании. В данных случаях может быть применим принцип “международной вежливости”, то есть применение правила поведения, которому государства идут, не признавая его юридически обязательным. В наибольшей степени применения международной вежливости свойственно судам стран общего права.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ТУРЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ПРАВО НАСЛЕДОВАНИЯ

Конституция Турции

Согласно Турецкому праву, иностранные граждане, как и граждане Турции, могут быть субъектами наследственных правоотношений. Предоставление иностранным гражданам права принимать наследство на территории Турции задекламировано положениями Конституции Турции  в 35-ой статье, где говорится что Каждый имеет право собственности и наследования. Эти права могут быть ограничены в соответствии с законом только в общественных интересах. Осуществление права собственности не должно противоречить общественным интересам. (XII. Mülkiyet hakkı. Madde 35 – Herkes, mülkiyet ve miras haklarına sahiptir. Bu haklar, ancak kamu yararı amacıyla, kanunla sınırlanabilir. Mülkiyet hakkının kullanılması toplum yararına aykırı olamaz.) Другими словами, только в случаях нарушения или опасности безопасности государства иностранец может быть лишен права наследования. Нужно сразу оговориться, данная статья Конституции больше применима к недвижимости, передающейся по наследству.

Гражданский Кодекс Турции

Гражданский кодекс Турции, содержащий нормы наследственного права, также уравнивает иностранных граждан и граждан Турции в правах на вступление в наследство, причем независимо от того, проживает иностранный гражданин на территории Турции или в ином государстве, нормы Гражданского Кодекса Турции равносильно применяются ко всем физическим и юридическим лицам.

В Гражданском Кодексе Турции правила наследственности регулируются статьями 495-574. В серии статей о наследстве в Турции будут затронуты главные моменты, которые больше всего встречаются в практике вопросов наследования иностранными гражданами имущества в Турции.

Закон О Международном Частном Праве Турции

Согласно турецкому законодательству, наследование недвижимости в Турции иностранцами регулируется «принципом взаимности». В соответствии с постановлением Кабинета министров Турции №2/13394 от 29.05.1940, к иностранным гражданам в Турции применяются те же нормы, что и к гражданам Турции в других странах.

Согласно статье 20/1 Закона № 5718 «О Международном Частном Праве И Процессе», в отношении наследства действует национальное законодательство наследодателя. Однако, относительно вопросов недвижимости, находящейся на территории Турции, применяется турецкое право.

В 20-ой статье Закона Турции «О Международном Частном Праве И Процессе» говорится что,

(1) Наследование регулируется законом гражданства умершего лица (наследодателя). (однако) Турецкое право подлежит применению в отношении недвижимости, находящейся в Турции.

(2) Положения, устанавливающие основания открытия наследства, его получения и выделения частей, регулируются законом страны места нахождения имущества.

(3) Имущество, находящееся в Турции, и в отношении которого не имеется наследников, принадлежит государству.

(4) Положение статьи 7 применяется к форме завещательных распоряжений. Завещательные распоряжения, сделанные в соответствии с законом гражданства умершего лица, также являются действительными документами.

(5) Способность к составлению завещания регулируется законом гражданства лица, делающего распоряжение, в момент составления завещания.

Право, применимое на основании гражданства

Согласно закону Турции «О Международном Частном Праве И Процессе» Статье 4, которая гласит,

(1) Если данным Законом не установлено иное, то применимое право, предусмотренное нормами данного Закона, определяется на основе гражданства:

а) для лиц без гражданства и беженцев на основании закона места постоянного проживания, если же у них место постоянного проживания отсутствует, то на основании закона места обычного проживания, и если они не имеют места обычного проживания, то на основании закона страны, в которой они находятся в момент предъявления иска;

б) для лиц, у которых имеется более одного гражданства на основании турецкого закона, если они имеют также и турецкое гражданство;

в) для лиц, у которых имеется более одного гражданства, но у которых при этом нет турецкого гражданства, применяется право государства, с которым у них имеется более тесная связь.

Сделав вывод можно сказать, основными законами о наследовании являются Гражданский кодекс Турции, Закон о Международном Частно-Процессуальном Кодексе и Гражданский Процессуальный Кодекс.

В целом, согласно турецкому законодательству нет различия в порядке наследования гражданами Турции и гражданами других государств или нерезидентами. Если в наследство умершего входит недвижимое имущество в Турции, то применяется турецкое право, тогда как движимое имущество подчиняется национальному законодательству наследодателя.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ МНОГОСТОРОННИЕ КОНВЕНЦИИ

Будет справедливо заметить и учитывать при решении проблемы численность международных конвенций странами о правовой помощи подписавшие и ратифицированные Турцией. Указанные договоры всегда содержат определенные нормы, которые определяют порядок правового регулирования тех или иных отношений, возникающих между государствами, заключившими договор, а также гражданами этих государств, в т.ч. и наследниках.

Поэтому, если иностранный гражданин наследуют имущество в Турции, целесообразным будет с самого начала узнать заключённые договора между Турцией и государством иностранца, владельца соответствующего договора о правовой помощи. Естественно это можно сделать с помощью квалифицированного в наследственных вопросах адвоката в Турции.

По вопросам наследственных отношений имеется несколько универсальных международных конвенций подписанных Турцией, в частности,

  • Конвенция о коллизии законов, касающихся формы завещательных распоряжений (Гаага, 5 октября 1961 г., 5 Ekim 1961 Tarihli Ölüme Bağlı Tasarrufların Şekline İlişkin Kanunlar İhtilafı Kurallarına Dair Sözleşme (Convention on the Conflicts of Laws relating to the Form of Testamentary Dispositions),
  • Конвенция о праве, подлежащем применению к наследованию недвижимости (Гаага, 1 августа 1989 г., 1 Ağustos 1989 Tarihli Ölen Kişilerin Malvarlıklarının Mirasçılarına İntikaline Uygulanacak Hukuka Dair Sözleşme (Convention on the Law Applicable to Succession to the Estates of Deceased Persons),
  • Конвенция о праве, применимом к имуществу, распоряжение которым осуществляется на началах доверительной собственности, и о его признании (Гаага, 1 июля 1985 г., 1 Temmuz 1985 Tarihli Tröstlerin Tanınmasına ve Uygulanacak Kanuna Dair Sözleşme (Convention on the Law Applicable to Trusts and on their Recognition),
  • Конвенция относительно международного управления имуществом умерших лиц (Гаага, 2 октября 1973 г., 2 Ekim 1973 Tarihli Ölen Kişilerin Mallarının Uluslararası Yönetimine İlişkin Sözleşme (Convention concerning the International Administration of the Estates of Deceased Persons),
  • Конвенция о Единообразном законе о форме международного завещания (Вашингтон, 26 октября 1973 г.).

Кроме Конвенция о Единообразном законе о форме международного завещания перечисленные конвенции вступила в силу, и Турция в них участвует.

Конвенция относительно международного управления имуществом умерших лиц (Гаага, 2 октября 1973 г.) предусматривает введение унифицированного документа – сертификата, предъявление которого на территории любого договаривающегося государства дает владельцу право принимать любые защитные меры в отношении наследуемого имущества. Однако эта Конвенция не вступила в силу. Международная унификация коллизионных норм наследственного права была осуществлена в рамках Гаагских конвенций: о коллизии законов, касающихся формы завещательных распоряжений (5 октября 1956 г.), и о праве, подлежащем применению к наследованию недвижимого имущества (1 августа 1989 г.).

ДВУХСТОРОННИЕ СОГЛАШЕНИЯ С ТУРЦИИ О ПРАВОВОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ

Главным достижением этого важнейшего документа является то, что учреждения юстиции (суд, прокуратура, адвокатура, нотариат, органы госбезопасности и правоохранительные органы) государств оказывают взаимную правовую помощь по гражданским, семейным и уголовным делам, гражданам каждого из государств, а также другим лицам, проживающим на их территориях, которые пользуются такой же правовой защитой личных, имущественных и неимущественных прав, как и собственные граждане каждого из государств.

В двухсторонних соглашениях о правовой помощи предусмотрена специальная норма о том, что граждане каждой из сторон, а также другие лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, органы внутренних дел, органы безопасности и иные учреждения юстиции другого государства, в компетенцию которых входят гражданские, семейные и уголовные дела. Могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и собственные граждане. Термин «гражданские дела» включает в себя также дела, касающиеся разрешения экономических споров.

Положения Соглашения применяются также к юридическим лицам. Согласно данным документам, граждане иностранных государств и другие лица, проживающие на их территориях, освобождаются от уплаты и возмещения судебных и нотариальных пошлин и издержек, а также пользуются бесплатной юридической помощью на территории другого государства на тех же условиях, что и собственные граждане.

54321
(1 vote. Average 5 of 5)
Отставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − девять =