ПРЕДМЕТ, ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО ПРАВА ТУРЦИИ

ПРЕДМЕТ, ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО ПРАВА ТУРЦИИ

Трудовое право, это одна из ведущих отраслей в системе права Турецкой Республики и все, что касается определения его понятия юридической наукой давно определено учеными цивилистами. Однако существует немало объективных факторов, связанных прежде всего с постоянным изменением в стране где, бурно развивается рыночные отношений. По этой причине трудовое и финансовое право самые динамично развивающиеся отрасли права. Такое развитие и постоянные споры, связанные с трудовыми отношениями в Турции между иностранными работниками или же работниками и работодателями проживающими в Турции, создали потребность основательно разобраться в данном вопросе и подробно разъяснить понятия трудового права, выяснить его роль, правила применения и рассмотреть самые распространённые споры, возникающие между работодателем и работником.

По своей природе и социальному назначению трудовое право в Турции имеет гуманистический характер. В своей основе оно направлено на защиту интересов лиц, вынужденных в силу объективных обстоятельств продавать свою рабочую силу. Более того, считается, что трудовое право относится к сфере так называемого социального права. То есть это такое право, которое устанавливает социальные гарантии для определенной части общества с целью предоставления им равных возможностей участия в общественно-трудовых отношениях и должно обеспечивать соблюдение социального мира и согласия в обществе. Трудовое право развивалось на протяжении почти последнего века вместе с формированием капиталистических общественных отношений и сложилось в самостоятельную отрасль после провозглашения Турецкой Республики. Вся история трудового права — это, по сути, история социального законодательства.

Если вы хотите ознакомиться с другими статьями, посвящённые СЕРИИ СТАТЕЙ ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ ТУРЦИИ, вы можете перейти по ссылке и прочитать их в полном объёме:

ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА ТУРЦИИ

В теории права выработаны специальные критерии, с помощью которых осуществляется разделение всей системы права на отдельные самостоятельные отрасли права. Такими критериями принято называть: предмет правового регулирования, метод, принципы права, наличие системы законодательства, заинтересованность законодателя в выделении отдельной отрасли и тому подобное. Большинство из этих критериев имеют второстепенное значение, а отдельные могут быть даже объектом спора. Но основным и даже можно сказать единственным критерием, который не подлежит сомнению, считается предмет правового регулирования. В трудовом праве таковыми прежде всего являются трудовые отношения. Иными словами, главное место среди общественных отношений, составляющих предмет трудового права, занимают трудовые отношения.

Трудовое право Турции определяется как особое право рабочих, занятых несамостоятельным трудом. Легальное определение трудового права дано в Законе о Труде: отношения, возникающие между рабочими и работодателем, являются трудовыми, при этом физическое лицо, работающее на основе трудового договора, называется рабочим; а работодателем именуется физическое или юридическое лицо, а также организация и общество, не являющиеся юридическим лицом, которое нанимает на работу рабочего.

Турецкое трудовое право, после выделения из него права социального обеспечения и предпринимательского права, подразделяется на две самостоятельные части: первое — индивидуальное трудовое право и второе — коллективное трудовое право. В предмет индивидуального трудового права Турции входит, прежде всего, право трудового договора, которое регулирует индивидуальные правовые отношения рабочих с работодателями. В свою очередь коллективное трудовое право регламентирует правовые отношения между коллективами рабочих и работодателями в рамках профсоюзов.

Важнейшей функцией профсоюзов рабочих и ассоциаций (союзов) работодателей Турецкой Республики является регулирование условий труда путем заключения коллективных трудовых договоров, и эта часть коллективного трудового права образует право коллективных трудовых договоров. Оно, в свою очередь, тесно связано с разрешением коллективных трудовых споров, возникающих зачастую при разработке коллективных трудовых договоров. Поскольку столкновения интересов, возникающие между рабочими и работодателями при разработке коллективных трудовых договоров, не всегда разрешаются с помощью соглашений, случается, что между профсоюзами рабочих и ассоциациями (союзами) работодателей возникает борьба, нередко приобретающая формы забастовок и локаутов. Вопросы, связанные с этой борьбой и порождаемые ею правовые результаты, относятся к той части коллективного трудового права, которая называется правом трудовых споров.

Вместе с классификацией трудового права на индивидуальное и коллективное может быть дополнена третьей его составляющей, а именно правом судебного рассмотрения трудовых споров или, иначе, правом трудовых судов, близким аналогом которого можно считать трудовое процессуальное право.

В заключение выделив особенности предмета трудового права Турции, следует отметить, что из него выведены правоотношения, касающиеся смежных отраслей и институтов, не относящихся напрямую к трудовому (такие отрасли, как коммерческое, предпринимательское, торговое, сделки, носящие гражданско-правовой характер); проведено разделение сферы регулирования трудового права и сопредельного межотраслевого законодательства — права социального обеспечения; выделены в составе трудового права под отрасли индивидуального, коллективного (профсоюзного права) и «трудового процесса» (право судебного рассмотрения трудовых споров); включены в трудовое право Турции все отношения между работодателями и рабочими.

На нашем канале ТЕЛЕГРАМ вы всегда сможете быть в курсе новостей, новых статей, истории из судебной практики иностранцев  и различных изменений  в законах Турции. Подписывайтесь и следите за полезными публикациями.

ПРИНЦИПЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

Под основными принципами трудового права следует понимать выраженные в правовых актах экономические закономерности организации общественного производства и распределения в форме основных, руководящих положений, основных принципов правового регулирования трудовых отношений, которые определяют общую направленность и наиболее существенные черты его содержания.

Эти основные правовые положения конкретизируются в нормативных актах, которыми регулируется труд рабочих и служащих, они имеют регулирующий характер, содержат определенный приказ, предписание, регулируют поведение.

Принципы трудового права объективные, иными словами они обусловлены экономическим и социально-политическим состоянием общества, особенностями функционирования политической системы.

Общими принципами трудового права, которые положены в основу правовой системы в целом, принято считать: принцип социальной справедливости, то что требует реального соответствия между трудом и вознаграждением, принцип равноправия, которое проявляется в равенстве прав и возможностей и запрет дискриминации, и принцип гуманизма отражающий идею высшей ценности человека, его жизнь, здоровье; принцип сочетания убеждения и принуждения.

К межотраслевым или общеотраслевыми принципам, которые являются общими для нескольких отраслей права и выражает их содержание и общие черты, относятся равенство участников общественных отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, обеспечения восстановления нарушенных прав.

Рассматривая принципы трудового права, хотелось бы отметить, что в Турции под принципами трудового права понимаются его важнейшие функции. Они являются одним из признаков, свидетельствующих о самостоятельности трудового права как отрасли права. Прежде всего, выделяют общие правовые принципы, которые закреплены в турецкой Конституции. Один из общих правовых принципов турецкого права закреплен в ст. 2 Конституции Турции 1982 г., которая определяет «Турецкую Республику как социально-правовое государство, одной из функций которого является социальная справедливость, реализуемая в рамках действующего права»[1]. Следовательно, принцип социальной справедливости, который в трудовом праве проявляется явственнее всего, можно с определенной долей уверенности отнести к общеправовым. Кроме того, ч. 2. ст. 8. Конституции Турции[2] возлагает на государство «обязанность повышать уровень жизни трудящихся, защищать работающих и безработных, создавать экономические условия, благоприятные для роста занятости и предупреждения безработицы, принимать необходимые меры для обеспечения трудового согласия». Эти функции присущи и трудовому праву, так как оно, прежде всего, направлено на осуществление защиты социально-незащищенных слоев, на обеспечение социальной справедливости.

Функция социального государства реализуется путем принятия соответствующих законов, уставов, инструкций и т.п., например, это могут быть нормы законов о правах рабочих; о социальном обеспечении; о свободе профсоюзов; о коллективных трудовых договорах; о забастовках и локаутах и пр.

Необходимость специальной защиты рабочих определяется двумя основными причинами: первая из них — большая зависимость рабочего от работодателя; эта, по существу, личная зависимость определяется особенностями положения рабочего и выражается в том, что он вынужден предоставлять услуги другим в виде собственного труда, а не в форме собственности. Поэтому трудовой договор, затрагивающий, в том числе и личность рабочего, требует особого правового подхода, отличного от подхода к другим соглашениям, порождающим обязательства сторон. Вторая причина — это экономическая зависимость, которая необязательно связана с положением рабочего, но на практике очень часто сопровождает его, потому что человек, который предоставляет свою рабочую силу в распоряжение другого, вынужден делать это для того, чтобы обеспечить себе существование. Иными словами, если рассматривать рабочих как отдельных людей, то они сталкиваются с сильным экономическим давлением работодателей. Таким образом, важнейшая функция трудового права — это ограничение негативных последствий, порождаемых личной и экономической зависимостью.

Следующий общеправовым принципом является принцип повышения уровня гарантий рабочего, находящегося в зависимом от работодателя положении. Существует необходимость не только защиты рабочего, придающую особую значимость трудовому праву, но и необходимость равновесия между экономическим развитием страны и защитой рабочего. В связи с этим, ст. 65 Конституции Турции провозглашает: «Государство выполняет социально-экономические задачи, возложенные на него Конституцией, с учетом их приоритетности и наличия финансовых возможностей»[3].

Очередной общеправовой принцип, значение которого невозможно переоценить. Речь идет о принципе равенства всех перед законом закрепленный в ст.10 Конституции Турции[4].  Указанный принцип означает запрет на установление различий в правовом регулировании и правоприменении в зависимости от языка, расы, мировоззрения, пола, политической ориентации, философских взглядов, религии и веры, а также прочих субъективных факторов, неразрывно связанных с личностью. Кроме всего прочего, «никакая привилегия не может быть предоставлена какому-либо лицу, семье, группе или классу».

Очередным главным общеправовым принципом следует назвать принцип неприкосновенности и не отчуждаемости основных прав и свобод. Данный принцип прямо вытекает из ст. 12 Конституции Турции[5]. Смысл названного принципа заключается в том, что основные права и свободы могут быть ограничены только законом и только для достижения перечисленных конституционных целей. К таким целям относятся: защита неделимой территориальной и национальной целостности государства, национального суверенитета Республики, национальной безопасности, общественного порядка, всеобщего мира, общественного интереса, общественной нравственности и здравоохранения, а также иные определенные причины, указанные в соответствующих статьях Конституции.

К числу общеправовых принципов также можно отнести принцип свободы ассоциаций, вытекающий из содержания ст. 33 Конституции[6]. Данный принцип гарантирует рабочим, а также работодателям право создавать ассоциации для представительства своих интересов в отношениях с разнообразными субъектами. В сфере трудовых и тесно связанных с ними отношений указанный принцип имеет весьма важное содержание, особенно в случаях, когда речь заходит о представительстве и защите прав рабочего.

Из сказанного вытекает, что принятое правоприменителем решение достоверно будет правовым, если: во-первых, оно повышает уровень гарантий рабочего, улучшая, таким образом, его фактическое положение по сравнению с действующим законодательством. Во-вторых, при его принятии было обеспечено одинаковое применение законов ко всем без исключения лицам, в том числе в процессе деятельности государственных органов и административных властей. В-третьих, оно должно быть лишено дискриминационных мотивов. В-четвертых, оно должно быть принято с учетом верховенства норм Конституции Турецкой Республики. В-пятых, решение не должно посягать на неотчуждаемые и неприкосновенные основные права человека. В-шестых, указанное решение должно быть направлено на повышение материального и духовного состояния рабочего, что вполне соответствует направленности турецкой экономики на достижение социальной справедливости; и, наконец, указанное решение не должно посягать на право лица его обжаловать, в том числе, с помощью объединения в ассоциации и в судебном порядке.

Будет полезным сказать о еще одном виде принципов —межотраслевом. Межотраслевыми называются те принципы, которые «могут быть применены при регулировании не всех отношений, а только отношений, являющихся предметом смежных отраслей права, например, трудового, гражданского и административного». К числу межотраслевых принципов турецкого права можно отнести принцип запрещения принудительного труда, правовой охраны собственности и многие другие.

Следующим видом принципов традиционно выделяют отраслевые принципы трудового права. Ими являются принципы, которые положили начало развитию всей отрасли права в целом. Важнейшие отраслевые принципы трудового права Турции берут свои истоки в Конституции страны, а развитие — в отраслевом законодательстве, к примеру, принцип отсутствия дискриминации, принцип свободы в определении видов и формы работы, принцип ограничения на трудоустройство для иностранцев и т.д.

Кроме того, следует отметить, что одним из основных конституционных принципов трудового права Турции является принцип запрещения принудительного труда, закрепленный в ст. 18 Конституции. Принудительным трудом, согласно Конституции, является осуществление работ, не указанных в Конституции Турции, которые не оплачиваются и к выполнению которых лиц принуждают.

Переоценить важность принципа участия рабочих в управлении предприятием просто невозможно. Турецкое право закрепляет данный принцип, выделяя его характерные особенности. В законодательстве допускается лишь несколько случаев участия рабочих в управлении предприятием. Участие рабочих разрешается в некоторых советах, имеющих постоянный или временный статус. К ним относятся комиссии, принимающие решение о закрытии или приостановке работы предприятия; Советы по охране труда и здоровья рабочих, представители рабочих входят в состав Советов по предоставлению ежегодных отпусков. Так же одним подвидом принципа участия рабочих в управлении является принцип управления на основе коллективного трудового договора.

Для работников есть еще один принцип турецкого трудового права, принцип обусловленности уровня защиты и поддержки рабочего экономическим положением страны. Как уже было отмечено, несмотря на то, что трудовое право призвано защищать в самом широком смысле рабочего, конечной целью трудового права, как и права вообще, являются общественные интересы, а общественные интересы выше частных интересов людей. Существует не только необходимость защиты рабочего, придающая особую значимость трудовому праву, но и необходимость находить равновесие между экономическим развитием страны и защитой рабочего. Здесь необходимо отметить, провести правильную границу — самая трудная задача в области политики трудового права. Так, подобный подход действует в ст. 65 Конституции Турции которая гласит: «Государство выполняет социально-экономические задачи, возложенные на него Конституцией, с учетом их приоритетности и наличия финансовых возможностей».

К перечисленным принципам, о которых шла речь выше, относится и принцип защиты личности рабочего. Для рабочего как личности в равной степени важно и чувство собственного достоинства, уважение к себе. В соответствии с современным пониманием, трудовые отношения не сводятся только к обмену стоимостями (собственностью), но и включают в себя межличностные отношения, создающие атмосферу общности между рабочим и работодателем. Требование равноправных отношений, запрещающих рабочему вести себя на предприятии по своему усмотрению, находится в тесной связи с вышеизложенными требованиями.

Еще одним важнейшим отраслевым принципом трудового права Турции является принцип свободы объединения работников и работодателей в профсоюзы. Содержание указанного принципа в общем виде изложено в ст. 51 Конституции Турции. В соответствии с этой статьей работники и работодатели в процессе трудовых отношений имеют право создавать профсоюзы и ассоциации и формировать их руководящие органы без предварительного разрешения в целях защиты и развития экономических и социальных прав и интересов их членов.

Принцип гарантии заработной платы может обобщить блок норм, регулирующих трудовые и тесно с ними связанные отношения, которое в статье 55 Конституции Турции обозначено под заголовком «Гарантия заработной платы»[7]. Принцип реализации права на труд на возмездных началах, стоит особо в ряду отраслевых принципов трудового права Турции. Эта статья находит свое подтверждение с ст. 23 Декларации по правам человека[8], которая предусматривает, что каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд и на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование для самого работника и его семьи. В соответствии с принципами, закрепленными Декларацией. Согласно Декларации, ст. 10 и ст. 55 Конституции Турции провозглашают право на вознаграждение за затраченный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже минимальной заработной платы, которая была бы адекватной экономическому и социальному положению страны на конкретном историческом этапе. Это право относится к основным трудовым правам работника. Одновременно его можно рассматривать в качестве принципа правового регулирования оплаты труда. В рамках содержания ст. 55 Конституции Турции, усматривается, что расчет заработной платы должен осуществляться исходя из фактически затраченного труда. Следует отметить, что Конституция Турецкой Республики возлагает не на работодателя, а на государство обязанность гарантировать трудящимся заработную плату, соответствующую выполненной работе, и право пользования другими социальными пособиями.

Другим принципом правового регулирования оплаты труда выступает принцип обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное по сравнению с уровнем экономического и социального развития страны существование для него самого и его семьи.

Интересный принцип трудового права Турции, зафиксированный в ст. 49 Конституции Турции, является мертвородившимся. Согласно этому принципу «каждый в стране не только имеет право на труд, но и обязан трудиться». Однако такая обязанность, зачастую являвшаяся признаком недемократических государств, не получила своего правового развития в законодательстве. Так, ни в основном трудовом законе Турции либо другом отраслевом законе не содержится обязанность государства обеспечить работой каждого, ведь без такой обязанности фактически каждый, не нашедший подходящую ему работу (в противном случае будет нарушен принцип, гарантирующий свободу труда), становится правонарушителем, не выполняющим предписание закона.

В случае возникновения трудового спора, если предмет его не регламентирован нормами права, правоприменитель всегда может обратиться к перечисленным принципам. Так как, в трудовом праве Турции принципы занимают особое место: они фактически отражают функции права и закреплены в соответствующих нормативных правовых актах Турецкой Республики, что обусловлено историческими предпосылками.

Резюмируя остается добавить, анализ законодательных актов Турции позволяет определить коротко принципы трудового права как: принцип свободы труда; принцип равноправия в области труда; принцип договорного характера труда; принцип определенности трудовой функции; принцип стабильности трудовых отношений; принцип материальной заинтересованности в результатах труда; принцип безопасности труда; принцип участия трудовых коллективов и профсоюзов в решении вопросов установления условий труда и осуществлении контроля за соблюдением законодательства о труде; принцип свободы объединения для осуществления и защиты своих прав и свобод; принцип материального обеспечения в случае нетрудоспособности, наступления старости, при болезни и в связи с материнством.

С ЭТОЙ СТАТЬЕЙ ЧАСТО ЧИТАЮТ:

ПРЕДМЕТ, ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО ПРАВА ТУРЦИИ

ИСТОЧНИК И СФЕРА ДЕЙСТВИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ТУРЦИИ

ФОРМА И УСЛОВИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В ТУРЦИИ

ВИДЫ ТРУДОВЫХ ДОГОВОРОВ В ТУРЦИИ

СУБЪЕКТЫ (СТОРОНЫ) ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ТУРЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В ТУРЦИИ

РЕЖИМ И УЧЕТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ ТУРЦИИ

ВРЕМЯ ОТДЫХА И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТПУСКА РАБОТНИКУ В ТУРЦИИ

ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В ТУРЦИИ

ПРАВИЛА УВОЛЬНЕНИЯ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ ТУРЦИИ (Расторжение Трудового Договора)

ВЫХОДНОЕ ПОСОБИЕ И КОМПЕНСАЦИИ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ ТУРЦИИ

РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В  ТУРЦИИ ( Секрет о котором не догадываются работающие в Турции )

ВИДЫ ТРУДОВЫХ ДОГОВОРОВ

В Турецкой Республике существует гораздо больше разновидностей трудового договора, чем в странах бывшего союза (например, есть такие виды, как групповой трудовой договор или договор о работе сокращенной продолжительности). Работы сокращенной продолжительности — это работы, которые в соответствии с установленным порядком или по желанию сторон длятся существенно меньше нормальной продолжительности рабочего времени. За основу работ сокращенной продолжительности «классического типа» часто принимается половина рабочего дня, а «работы с гибкой сокращенной продолжительностью» -это разновидность работ, при которых полномочия по определению продолжительности рабочего времени и предмета работ предоставляются либо работодателю (работа по факту вызова), либо рабочему (сдельная работа, гибкая продолжительность).

Говоря о разновидностях трудовых договоров в Турецком праве в последнее время стало актуальным договор, имеющий определенные особенности условия сокращенной продолжительности. Работы сокращенной продолжительности — это работы, которые в соответствии с установленным порядком или по желанию сторон длятся существенно меньше нормальной продолжительности рабочего времени. С позиции рабочих сокращенная продолжительность работы позволяет совмещать несколько работ, совмещать трудовую деятельность с воспитанием детей, с учебой и т.д. Так, к числу людей, использующих сокращенную продолжительность рабочего времени, можно отнести молодежь, желающую продолжить обучение, женщин, имеющих маленьких детей, пожилых людей, желающих постепенно отойти от работы, инвалидов и т.д. Работы сокращенной продолжительности в Турции относят к нетипичным трудовым отношениям. Это разновидность работ с четким предварительным определением продолжительности рабочего времени и предмета работ.

За основу работ сокращенной продолжительности классического типа часто принимается «половина рабочего дня». А «работы с гибкой сокращенной продолжительностью» — это разновидность работ с сокращенной продолжительностью, когда полномочия по определению продолжительности рабочего времени и предмета работ предоставляются либо работодателю (работа по факту вызова), либо рабочему (сдельная работа, гибкая продолжительность).

Для более подробной информации по теме Виды Трудовых Договор Турции можете прочитать в статье ТРУДОВЫЕ ДОГОВОРЫ В ТУРЦИИ (ОСНОВНЫЕ ВИДЫ).

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Достаточно донести информацию друзьям и знакомым. Буду весьма признательным, если прокомментируете и поделитесь этой статьей в социальных сетях.  Если Вам хочется получать новости о праве Турции, следить за новыми статьями и быть в курсе интересной и полезной информации настоятельно советуем подписаться в социальные группы нашей компании в: ТЕЛЕГРАММЕ, ВКОНТАКТЕ,   ОДНОКЛАССНИКЕ,  ФЕЙСБУКЕ  или  в  ТВИТТЕРЕ.

 ВАЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ

*Ercan Akyiğit, Bireysel İş Hukuku Ders Kitabı, 2020.

*Ercan Akyiğit, İçtihatlı ve açıklamalı 4857 sayılı iş kanunu şerhi 3. Baskı 2. Cilt. 2008.

*Kılkış. Y. Alper,İş ve sosyal güvenlik hukuku. 2015

* Tunçomağ K., Centel, T. İş hukukunun esasları. 2005.

* Закона о труде, № 4857, дата принятия: 22.05.2003// «Resmi gazette» от 10.06.2003.

*Sarper Süzek, İş Hukuku, 2020,

*Ahmet Çelik, Tazminat ve Alacak Davaları, 2012.

*Nuri Çelik,İş Hukuku Dersleri, 2012,

*Лeйлa Шaxнaзapoвa, Тpудoвoe Пpaвo Pecпублики Tуpции: ocнoвныe инcтитуты. Диccepтaция кaндидaтa юpидичecкиx нaук: 12.00.05

*Yonca Dursun, İşçinin Korunması, 2021.

*Metin Bozkurt, İşverenin Eşit Davranma Borcu, 2020.

[1] MADDE 2- Türkiye Cumhuriyeti, toplumun huzuru, millî dayanışma ve adalet anlayışı içinde, insan haklarına saygılı, Atatürk milliyetçiliğine bağlı, başlangıçta belirtilen temel ilkelere dayanan, demokratik, lâik ve sosyal bir hukuk Devletidir.

[2] MADDE 8- Yürütme yetkisi ve görevi, Cumhurbaşkanı (…)(1) tarafından, Anayasaya ve kanunlara uygun olarak kullanılır ve yerine getirilir. (1) 21/1/2017 tarihli ve 6771 sayılı Kanunun 16 ncı maddesiyle, bu fıkrada yer alan “ve Bakanlar Kurulu” ibaresi madde metninden çıkarılmıştır.

[3] MADDE 65- (Değişik: 3/10/2001-4709/22 md.) Devlet, sosyal ve ekonomik alanlarda Anayasa ile belirlenen görevlerini, bu görevlerin amaçlarına uygun öncelikleri gözeterek malî kaynaklarının yeterliliği ölçüsünde yerine getirir.

[4] MADDE 10- Herkes, dil, ırk, renk, cinsiyet, siyasî düşünce, felsefî inanç, din, mezhep ve benzeri sebeplerle ayırım gözetilmeksizin kanun önünde eşittir. (Ek fıkra: 7/5/2004-5170/1 md.) Kadınlar ve erkekler eşit haklara sahiptir. Devlet, bu eşitliğin yaşama geçmesini sağlamakla yükümlüdür. (Ek cümle: 7/5/2010-5982/1 md.) Bu maksatla alınacak tedbirler eşitlik ilkesine aykırı olarak yorumlanamaz.

(Ek fıkra: 7/5/2010-5982/1 md.) Çocuklar, yaşlılar, özürlüler, harp ve vazife şehitlerinin dul ve yetimleri ile malul ve gaziler için alınacak tedbirler eşitlik ilkesine aykırı sayılmaz.

Hiçbir kişiye, aileye, zümreye veya sınıfa imtiyaz tanınamaz.

Devlet organları ve idare makamları bütün işlemlerinde (…)(1) kanun önünde eşitlik ilkesine uygun olarak hareket etmek zorundadırlar.(1)

(1) 9/2/2008 tarihli ve 5735 sayılı Kanunun 1 inci maddesiyle, bu fıkraya “bütün işlemlerinde” ibaresinden sonra gelmek üzere “ve her türlü kamu hizmetlerinden yararlanılmasında” ibaresi eklenmiştir. Daha sonra bu ibare; Anayasa Mahkemesinin 5/6/2008 tarihli ve E.: 2008/16, K.: 2008/116 sayılı Kararı ile iptal edilmiştir.

[5] MADDE 12- Herkes, kişiliğine bağlı, dokunulmaz, devredilmez, vazgeçilmez temel hak ve hürriyetlere sahiptir. Temel hak ve hürriyetler, kişinin topluma, ailesine ve diğer kişilere karşı ödev ve sorumluluklarını da ihtiva eder.

[6] MADDE 33- (Değişik: 3/10/2001-4709/12 md.)Herkes, önceden izin almaksızın dernek kurma ve bunlara üye olma ya da üyelikten çıkma hürriyetine sahiptir.

Hiç kimse bir derneğe üye olmaya ve dernekte üye kalmaya zorlanamaz.Dernek kurma hürriyeti ancak, millî güvenlik, kamu düzeni, suç işlenmesinin önlenmesi, genel sağlık ve genel ahlâk ile başkalarının hürriyetlerinin korunması sebepleriyle ve kanunla sınırlanabilir.Dernek kurma hürriyetinin kullanılmasında uygulanacak şekil, şart ve usuller kanunda gösterilir.

Dernekler, kanunun öngördüğü hallerde hâkim kararıyla kapatılabilir veya faaliyetten alıkonulabilir. Ancak, millî güvenliğin, kamu düzeninin, suç işlenmesini veya suçun devamını önlemenin yahut yakalamanın gerektirdiği hallerde gecikmede sakınca varsa, kanunla bir merci, derneği faaliyetten men ile yetkilendirilebilir. Bu merciin kararı, yirmidört saat içinde görevli hâkimin onayına sunulur. Hâkim, kararını kırksekiz saat içinde açıklar; aksi halde, bu idarî karar kendiliğinden yürürlükten kalkar.

Birinci fıkra hükmü, Silahlı Kuvvetler ve kolluk kuvvetleri mensuplarına ve görevlerinin gerektirdiği ölçüde Devlet memurlarına kanunla sınırlamalar getirilmesine engel değildir.

Bu madde hükümleri vakıflarla ilgili olarak da uygulanır.

[7] MADDE 55- Ücret emeğin karşılığıdır.Devlet, çalışanların yaptıkları işe uygun adaletli bir ücret elde etmeleri ve diğer sosyal yardımlardan yararlanmaları için gerekli tedbirleri alır. (Değişik fıkra: 3/10/2001-4709/21 md.) Asgarî ücretin tespitinde çalışanların geçim şartları ile ülkenin ekonomik durumu da gözönünde bulundurulur.

[8] Статья 23. 1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. 2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. 3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

565 Читателей Поблагодарили
Отставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *