ЛЕГАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ СУДА ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА В ТУРЦИИ.(Легализация-1)

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЯ СУДА ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА  В ТУРЦИИ.(Легализация-1)

Добрый день уважаемые читатели нашего блога. В сегодняшней рубрике я хочу описать общую систему легализации решения суда иностранного государства в Турции.

Признание в Турецкой Республике иностранного судебного решения означает, что данное судебное решение признается обладающим такой же юридической силой, какую имеют решения судов иностранного государства, и может быть применено для разрешения юридических конфликтов и разногласий.

Данный институт регулируется Кодексом международного частного права и международного гражданского процесса принятый 2007 году. Данный документ представляет собой автономную комплексную кодификацию Международного частного права (МЧП), т.е. специальный кодификационный акт, охватывающий вопросы определения права, подлежащего применению к частноправовым отношениям, и вопросы международного гражданского и уголовного процесса.

Нужно повторится, для исполнения решения суда иностранного государства, необходима легализация судебного решения в Турецких судах. Если процедура легализации решения суда, выданного иностранным государством не произведена или же у взыскателя на руках не имеется решение суда Турции, естественно в этом случае затруднено будет приступить к исполнительному праву. Замечу слово затруднено не оговорка. Дело в том, например, что для того, чтобы начать исполнительное производство на территории Турции по взысканию долга, нужно иметь договор с пометкой о подсудность Турецких судов, или легализированное решение суда, или же на самых худой конец просто можно без всякого решения суда начинать процедуру взыскания долга. Но есть одно НО! В случае подачи притензии ответчика (должника) на процесс взыскивания долга без судебного решения (по договору или расписке), дело может застопориться, в таком случае придется начинать процесс, как если бы не начинали прямое взыскания долга посредством прямого обращения в исполнительное производство.  Тут можно сказать, исполнительному производству в Турции, как предмету регулирования гражданского исполнительного права, присущи все признаки процессуальной отрасли права. Поэтому в системе исполнительного производства в Турции, помимо закона “Об исполнительном производстве и банкротстве” применяется Закон Гражданско-процессуального Кодекса и иных законодательных актов.

Во всем мире законодательство иностранных государств по-разному относится к признанию и исполнению иностранных судебных решений. В некоторых государствах (таких как Швеции, Норвегии, Финляндии, Нидерландах) решения признаются только в случае, если это установлено в международном договоре. В Турции же для признания и исполнения решения наличие международного договора не обязательно, но требуется обеспечение взаимности. Так согласно ст. 38 Закона Турции о международном частном праве для исполнения требуется наличие между Турцией и государством, где вынесено решение, договора, основанного на принципе взаимности, или наличие в иностранном государстве правовых положений или фактической практики, обеспечивающих исполнение в нем решений, принятых турецкими судами. На сегодняшний день со всеми странами бывшего союза и Турецкой Республикой подписаны международные договора, где оговариваются принципы взаимности. (Договора Между Российской Федерацией, Казахстаном, Украиной, Таджикистаном, Азербайджаном, Белоруссией, Киргизстаном, Туркменистаном,  Грузией и Турецкой Республикой о Взаимном Оказании Правовой Помощи По Гражданским, Торговым и Уголовным Делам)

В то же время вне поля зрения не должны остаться и возможные негативные последствия изменения позиции местного законодателя, трудности, связанные с установлением наличия взаимности. Порой, носящий неопределенный характер принцип взаимности между договорившимися странами создает сложности при его интерпретации. Он, как и международный договор, может в случае его буквального понимания вступать в противоречие с интересами национального правопорядка и с принятыми государством международными обязательствами. Во всех случаях решение, принимаемое государством по вопросу, затрагивающему его суверенитет, должно быть взвешенным, а значит, если решения суда не должно затрагивать интересы национального правопорядка или суверенитета государства. Другими словами, решения суда связанное с недвижимостью на территории Турции, или же развод (например в ЗАГСе) не легализованный в правовом поле Турецкой Республики противоречит интересам национального правопорядка.

На настоящий момент значение двустороннего регулирования российско-турецких отношений несколько снижено ввиду натянутых отношений между двумя странами. Кроме этого развития сотрудничества в рамках механизмов Всемирной торговой организации (Турция является членом ВТО с 26 марта 1995 г.) тормозило развития отношений между двумя странами в плане российско-турецких отношений. Однако ввиду интенсивного развития российско-турецких отношений в различных сферах необходимость глубоких теоретических исследований в сфере МЧП Турецкой Республики, безусловно, выглядит актуальной и обоснованной.

Кроме того, в силу развития правоотношений между странами СНГ и Турецкой Республикой возрастает количество судебных споров между контрагентами указанных государств, возникают вопросы об оказании правовой помощи, применении российского права в турецких судах и турецкого права в российских судах, взаимном выполнении судебных поручений. Так, к примеру, вопрос о применении норм турецкого права был рассмотрен в Постановлении  Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа  от 06.12.2011 г. по делу №А27-4626/2009 при рассмотрении требования о признании недействительным договора купли-продажи акций и применении последствий недействительности сделки в виде возврата суммы первоначального взноса. В конечном счете, коллизионный вопрос был решен в пользу применения российского права. А при рассмотрении требования о взыскании страхового возмещения в порядке суброгации Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 12.09.2013 г. по делу № А40-145408/12 пришел к выводу, что нижестоящие суды необоснованно применили российское, а не турецкое право к спору, и передал спор на новое рассмотрение.

Исключительно важными являются вопросы о взаимном признании решений, как судебных, так и арбитражных, между  государствами. Арбитражные решения подлежат признанию и исполнению на основании Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 г. (г. Нью-Йорк), в то время как возможность признания и исполнения решений государственных судов является дискуссионным вопросом. Указанные выше договора «О взаимном оказании правовой помощи по гражданским, торговым и уголовным делам» , согласно которому стороны договорились признавать и исполнять на своей территории судебные решения по гражданским, торговым и уголовным делам в части возмещения ущерба, а также должным образом утвержденные арбитражные решения, к сожалению потерял свою силу, так как постановлением российского правительства от 24.12.2015 года было принято решение выходе из договора о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, торговым и уголовным делам с Турцией.

В постановлении одобряется поступившее от Министерства юстиции предложение «о направлении турецкой стороне уведомления о намерении Российской Федерации не стать участником Договора о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, торговым и уголовным делам, подписанного в Анкаре 15 декабря 1997 года».

            Таким образом, представляется, что на сегодняшний день между двумя странами существует возможность взаимного признания решений либо на весьма неординарном основании – потерявшее законную силу международного договора, либо в порядке внедоговорной правовой помощи – на основании принципов взаимности и международной вежливости.

            В следующей рубрике мы расскажем какие документы нужно предоставлять для легализации решения суда в Турецких судах.

54321
(3 votes. Average 5 of 5)
Отставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *