В настоящее время в Турции в отношении России действуют следующие ограничительные меры:
Антидемпинговые пошлины:
Кабель и стальной трос (коды ТН ВЭД: 7312108100, 7312108300, 7312108500, 7312108900, 7312109800) — Постановлением Правительства Турции от 21.07.2010г. №2010/22, продлен срок действия данной меры без определения срока окончания (пошлина в размере 0,5 долл. США/кг). В 2010 – 2012 гг. данная продукция из России в Турцию не экспортировалась. Мера впервые была введена 01.12.2004 г.
Проволока из рафинированной меди (код ТН ВЭД 740811) — с 28.07.2011 г. по 28.07.2015 г. действует пошлина в размере 3 % для всех российских производителей. Впервые пошлина была введена в 2005г.
- Особенности таможенно-тарифного регулирования и таможенных процедур при импорте товаров в Турцию
База таможенных тарифов формируется в соответствии с положениями Соглашения о реализации Статьи VII Генерального Соглашения по тарифам и торговле (GATT).
Основные применяемые в Турции таможенные режимы:
▪ Режим таможенного склада;
▪ Режим обработки товаров внутри таможенной территории;
▪ Режим обработки товаров вне таможенной территории;
▪ Режим временного импорта;
▪ Обработка в соответствии с режимом таможенного контроля;
▪ Транзитный режим;
▪ Экспортный режим.
(первые 5 режимов относятся к «Таможенным режимам с экономическим эффектом»)
Неустойки по таможенным платежам в Турции
В Таможенном законодательстве предусмотрено 2 вида неустоек по таможенным платежам:
-неустойки, взимаемые в результате операций, вызвавших налоговые убытки;
— штрафы, относимые к нарушениям (процедурные несоответствия).
Импорт товаров в Турцию остается предметом разнообразных контрольных мер, предусмотренных законодательством Турции в части импортного режима. Эти нормы и меры определяют систему импортных тарифов, измененную в соответствии со специальными договорами между нациями и освобождениями от таможенных сборов и/или разрешениями по определенным продуктам. В соответствии с правилами импортного режима Турции, импортные товары могут быть разделены на 3 группы:
Товары, ввозимые с разрешения. Может требоваться разрешение специальных органов, таких как Министерство сельского хозяйства, продовольствия и животноводства, Министерство здравоохранения, Министерство обороны, Министерство лесного и водного хозяйств, Комитет атомной энергетики Турции. Более того, некоторые товары могут импортироваться только уполномоченными учреждениями, например, оружие (импортируется армией), бумажные деньги (импортируются только Центральным Банком Турции) и пр.
Запрещенные к импорту в Турцию товары. Импорт определенных товаров строго запрещен: конопля и продукты опия, все виды соломы, сена, листьев, естественных удобрений, семена шелкопряда, поддельные этикетки и упаковочный материал и пр.
Свободно ввозимые товары. Большинство товаров может ввозиться свободно на основании уплаты таможенных пошлин и взносов в определенные фонды (если это обязательно) по разным ставкам. За исключением товаров к ввозу при наличии разрешения, любой импорт может осуществляться через посредничество любого банка, уполномоченного оперировать валютной наличностью.
Импортные пошлины в Турции. На основании Таможенного Союза между Турцией и ЕС, Турция упразднила все таможенные пошлины, применимые к импорту промышленных продуктов из ЕС, и начала применять Общие таможенные тарифы Сообщества к импорту из третьих стран.
Освобождение от уплаты таможенных пошлин предоставляется на основании сертификата Инвестиционного стимулирования. Возмещение таможенных пошлин также возможно в Турции для компаний, импортирующих товары к применению в обрабатывающей промышленности, товаров, производимых на экспорт.
Импорт в рамках продвижения. Импорт машин и оборудования в рамках Сертификата инвестиционного стимулирования, регулируется законодательством Турции о стимулировании и освобождается от НДС и таможенных платежей.
Любое физическое или юридическое лицо, имеющее индивидуальный налоговый номер, может расцениваться как импортер. Тем не менее, в соответствии с таможенным законодательством Турции, импортеры должны предоставить информационную папку, содержащую Свидетельство о регистрации в Торгово-Промышленной Палате, копию Газеты Торгового Реестра, карточку подписей уполномоченных лиц и письменную доверенность в соответствующие таможенные органы.
- Нетарифные меры и техническое регулирование
Нетарифные меры и техническое регулирование осуществляется Советом Министров Турецкой Республики, Министерствами экономики и финансов Турции в соответствии с нормами и правилами Евросоюза и ВТО. Могут использоваться как прямые меры ограничения в виде квотирования, лицензирования, так и специальные защитные меры, таможенные формальности, например, в виде специального налога на потребление, которым облагаются в основном предметы роскоши и импортные товары, регулирование курса национальной валюты, государственная поддержка экспорта.
- Валютно-финансовое регулирование при импорте
Заключение соглашения о Таможенном Союзе с Европейским Союзом привело к либерализации валютного рынка Турции. Иностранные инвесторы, действующие в стране, получили возможность свободного перевода за границу прибыли, дивидендов и других сумм, полученных в результате своей деятельности в Турции. Фирмы с иностранным капиталом, действующие на территории Турции, юридически считаются турецкими и подпадают под действие турецких законов. Сняты ограничения на суммы, необходимые для создания на территории Турции фирм с иностранным капиталом. При импортной операции стоимость импортируемого товара переводится из источников Центрального банка Турции либо собственных источников банка-посредника согласно банковским правилам и в соответствии с контрактом. Формальности с оплатой регулирует Центральный банк Турции.
- Основные логистические маршруты
Логистические маршруты между Россией и Турцией представлены следующими видами транспорта: железнодорожный, морской, автомобильный и воздушное сообщение.
Автомобильный транспорт. Перевозки грузов и пассажиров между Россией и Турцией осуществляются на основании Соглашения между Правительством СССР и Правительством Турции о международном автомобильном сообщении от 20 июня 1988года.
В 2012 году на направления Россия — Турция было перевезено 599,8 тыс.тонн грузов, что на 19% больше, чем в 2011 году (504 тыс.тонн).
По итогам 2012 года объем перевозок, выполненных перевозчиками Турции, увеличился на 5% по сравнению с 2011 годом. Объем перевозок, выполненных российскими перевозчиками, увеличился на 41,7% и составил 104,7 тыс.тонн.
Автомобильные грузоперевозки осуществляются по маршруту Россия-Украина-Молдавия-Румыния-Болгария-Турция. Данный маршрут наиболее активно используется при поставках сельскохозяйственной продукции из областей, расположенных в южной (Мугла, Анталья, Мерсин, Хатай), центральной (Эскишехир) и западной (Измир, Денизли) частях Турции, небольших партий промышленного оборудования, стройматериалов, продукции легкой промышленности, текстиля. С учетом прохождения маршрута через Румынию и Болгарию на данном направлении активно действуют транспортные компании указанных стран, что повышает конкуренцию на рынке услуг грузоперевозок и оказывает положительное влияние на динамику цен. На долю турецких компаний приходится около 61% грузоперевозок по данному маршруту, российских – 29%, компаний из третьих стран – 10%. С учетом действующей между Россией и Турцией практики выдачи на взаимной основе разрешений на грузоперевозки, компании из третьих стран оказываются в более выигрышном положении. Российские и турецкие грузоперевозчики, получив в начале года определенное количество разрешений, могут в течение года столкнуться с их нехваткой и оказаться не в состоянии продолжать работу на данном направлении. Одной из целей российско-турецкого сотрудничества в сфере транспорта является сокращение доли грузоперевозчиков из третьих стран.
Срок доставки продукции по данному маршруту до Москвы или Санкт-Петербурга составляет 5-6 дней. Первичное таможенное оформление осуществляется в пункте отправки в Турции, таможенная очистка товаров происходит после их получения по месту жительства заказчика в России. Стоимость транспортировки 1 фуры составляет от 6000 до 7800 долларов США.
Информацию о транспортных компаниях России и Турции можно получить на сайтах Ассоциации международных перевозчиков России (www.asmap.ru) и Союза международных перевозчиков Турции (www.und.org.tr).
По итогам проведения в Анталье 19-20 апреля 2013 г. 12-го заседания Смешанной Российско-Турецкой Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству сторонами принято решение о возобновлении поставок сельскохозяйственной продукции из Турции в Россию через территорию Грузии с предварительным уведомлением российской стороны о виде перевозимой продукции из Турции, номерах фитосанитарных сертификатов на нее, номеров транспортных средств и номеров пломб. Осуществлять поставки будут только компании, список которых турецкая сторона направила в Россельхознадзор.
Железнодорожный транспорт в настоящее время представлен железнодорожно-паромной переправой через порты Кавказ (Россия) и Самсун (Турция). Основное направление перевозок — транзит в/из стран Средней Азии (в основном Узбекистан и Казахстан) через территорию Российской Федерации. Из Турции в основном следуют товары народного потребления (химия, парфюмерия, строительные товары).В 2012 году в сообщении Россия — Турция было перевезено 19 099,3 тыс. тонн грузов, что на 14,2% больше, чем за 2011 год.
Сообщение по железнодорожно-паромной линии Самсун-Кавказ осуществляется еженедельно. Действующий в настоящий момент паром способен перевезти до 40 железнодорожных вагонов или до 50 цистерн. Компания-оператор предоставляет услуги по сортировке вагонов в порту Самсуна их дальнейшей отправке оттуда в порты Африки, Юго-Восточной Азии, Индию, Китай и по другим направлениям. Информация о работе линии имеется на интернет-сайте www.bfi-trans.ru.
Пассажирские перевозки в железнодорожном сообщении с Турецкой Республикой не осуществляются.
Морской транспорт. В настоящее время между портами России и Турции работают 13 морских линий, из них: 2 автопаромные, 2 железнодорожно-паромные и 9 контейнерных линий.
В морских портах Новороссийск, Туапсе и Геленджик создана инфраструктура, необходимая для приема паромов из Турции ранее обслуживаемых в порту Сочи, и перевода всего турецкого грузопотока из порта Сочи в указанные порты. Большое значение придается дальнейшему развитию морского порта Кавказ, неотрывно связанного с развитием международных паромных перевозок в Черноморском бассейне. В порту зарегистрированы шесть паромных линий.
Следует отметить, что возможности развития портов Геленджик, Туапсе и Новороссийск ограничены пропускной способностью подъездных автодорог и дефицитом свободных площадей.
Объем перевозок грузов на морских судах за 2012 год составил 693,1 тыс. тонн, что на 15,7% меньше, чем в 2011 году (823,1 тыс.тонн).
Крупнейшая действующая паромная линия: Самсун-Новороссийск. Данный маршрут используется производителями сельскохозяйственной продукции из причерноморских (Ризе, Трабзон, Самсун) и восточных (Дьябракыр, Ван) областей Турции, а также для поставок крупных партий промышленного оборудования, стройматериалов, продукции химической промышленности и т.п. При использовании данного маршрута необходимо учитывать необходимость перегрузки продукции на паром и затем с парома.
Паром совершает рейсы дважды в неделю по мере загрузки. В летние месяцы возможно увеличение количества рейсов. Время в пути – 14-16 часов.
Использование парома позволяет снизить стоимость грузоперевозки на 1.5-2 тысячи долларов США. Однако общее время нахождения в пути (при поставке в Москву или Санкт-Петербург) увеличивается на 1-3 дня (в зависимости от периода ожидания парома).
Первичное таможенное оформление товаров осуществляется в пункте отправки в Турции, таможенная очистка, как правило, осуществляется в Новороссийске.
Воздушное сообщение. Российские авиапредприятия, осуществляющие рейсы в Турцию представлены компаниями: «Аэрофлот — российские авиалинии», Авиакомпания «Сибирь», Авиакомпания «Татарстан», Авиалинии Дагестана, Авиалинии Кубани, Донавиа, «Россия», «Руслайн», Utair.
Установлены маршруты для российских авиапредприятий в города Турции — Стамбул, Анкара, Измир, Анталья, Даламан, Бодрум, Трабзон и 4 пункта, которые будут названы по выбору российской стороны (всего 10 пунктов).
В настоящее время турецкие авиакомпании имеют право выполнять регулярные рейсы в 10 пунктов на территории Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Ростов, Уфа, Краснодар, Омск, Новосибирск, Сочи. Фактически полеты турецких авиакомпаний выполняются только из трех основных аэропортов Турции (Анкара, Стамбул и Анталья). Турецкая сторона наращивает усилия по внедрению на рынок чартерных авиаперевозок, особый интерес, проявляя на те маршруты, где имеется значительный спрос российских туристов на чартерные перевозки в Турцию.
В феврале 2013г. Минтранс России подтвердил согласие на выполнение турецкими авиакомпаниями в одностороннем порядке регулярных рейсов по маршруту Самсун — Краснодар.
За 2011 год российскими авиакомпаниями регулярными и нерегулярными рейсами перевезено 6 102 136 пассажиров, что на 1,6% меньше, чем в 2012 году (6 201 764 пассажиров).
За 2011 год российскими авиакомпаниями регулярными и нерегулярными рейсами перевезено 2 570,6 тыс.тонн грузов, что на 18% больше по сравнению с 2012 годом (2 105,6 тыс. тонн).
Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Достаточно донести информацию друзьям и знакомым. Буду весьма признательным, если прокомментируете и поделитесь этой статьей в социальных сетях. Если Вам хочется получать новости о праве Турции, следить за новыми статьями и быть в курсе интересной и полезной информации настоятельно советуем подписаться на наш ТЕЛЕГРАМ канал и на страницу в FACEBOOK.
Вся информация, размещённая на сайте, носит исключительно информативный характер и является интеллектуальной собственностью владельца сайта. Мы с уважением относимся к тем, кто стремится к обучению и использует наши материалы в образовательных целях. Поэтому использование материалов сайта для написания дипломных, научных работ, рефератов или статей разрешается только при обязательном указании ссылки на соответствующую страницу сайта в качестве источника. Любое цитирование или использование содержимого страницы в коммерческих целях, а также использование материалов без корректной ссылки на источник запрещено без предварительного письменного согласия владельца сайта. Администрация сайта, несмотря на все предпринятые меры для обеспечения точности информации, не несёт ответственности за её использование (применения на практике) или возможную ошибочную интерпретацию пользователями.
Настоящая статья предназначена исключительно для информационных целей и не является юридической консультацией. Автор не несет ответственности за возможные неточности или изменения в законодательстве, которые могли произойти после ее публикации. Содержащаяся информация не должна рассматриваться как руководство к действию при решении конкретных правовых вопросов и не заменяет обращения за консультацией к квалифицированному юристу.
Для получения актуальных и точных юридических рекомендаций рекомендуется обратиться к лицензированным адвокатам в Турции. Только опытный специалист сможет предложить правовую консультацию, принимая во внимание специфику вашего дела и актуальные нормы законодательства. Использование материалов статьи без сопровождения юридической поддержки может повлечь за собой ошибки и нежелательные последствия.