ПОВЕСТКА ДНЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕСТВЕННОСТЬЮ В ТУРЦИИ

ПОВЕСТКА ДНЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕСТВЕННОСТЬЮ В ТУРЦИИ

Повестка дня – это перечень вопросов, по которым общим собранием участников общества будет проводиться голосование и приниматься решения. Закон подробно регулирует порядок определения повестки дня, а также последующего внесения изменений и дополнений в нее. Нарушение этих правил отражается на правах участников общества и может повлечь недействительность принятых решений.

По действующему турецкому законодательству высшим органом общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) является Общее Собрание участников, на котором могут решаться любые вопросы относительно деятельности такого общества.

Согласно законодательству Турецкой Республики каждый участник ООО (лично или через своих представителей) имеет право присутствовать на Общем Собрании участников, участвовать в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать по таким вопросам. При этом, если другое не предусмотрено Уставом общества, участник имеет количество голосов пропорционально размеру его доли в уставном капитале общества.

проведение общего собранияФактически проведение Общего Собрания участников предусматривает совместное присутствие участников ООО в одном месте для обсуждения вопросов повестки дня. Есть вариант проведения собрания в режиме очного или электронного (видеоконференции) формата, при условии, что имеется возможность видеть и слышать всех участников Общего Собрания одновременно.

Принцип равных прав по равному количеству доли, предусмотренный турецким законодательством, является демократичным, предоставляющим право любому, в том числе мелкому (миноритарному) участнику компании активно участвовать в управлении компанией.

Посредством Общего Собрания участникам компании гарантируется возможность принимая решения на Общем Собрании влиять на определение общего направления деятельности компании, контролировать деятельность его исполнительных органов и решать самые важные вопросы вплоть до ликвидации компании.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ООО

Информация о годовой отчетности и финансовой составляющей, которая будет рассмотрена на общем собрании должна быть доступна для ознакомления: 

в течение 15 дней с момента объявления о проведении Общего Собрания – в помещении исполнительного органа, а также других местах, адреса которых были указаны в уведомлении;

– во время собрания – по адресу проведения собрания.

В состав информации (материалов), подлежащей предоставлению для ознакомления, в зависимости от вида собрания и его порядка обязательно включаются:

– вопросы повестки дня;

– годовая бухгалтерская отчетность (в том числе аудиторское заключение);

– если имеется вывод ревизионной комиссии по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности;

– если имеется сведения о кандидате (кандидатах) в совет правления;

– проект изменений и дополнений к Уставу (проект Устава в новой редакции);

– проекты внутренних документов общества;

– проекты решений общего собрания участников компании;

– другая информация, установленная, законом, Уставом или органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Перед каждым Общим Собранием рекомендуется предоставлять участникам компании доклады, отражающие мотивированную позицию совета директоров по голосованию по повестке дня, а также особые мнения членов совета директоров по каждому вопросу повестки дня. Прозрачность и четкость, несомненно, будет способствовать повышению качества (производительности) предметного обсуждения вопросов порядка на собрании.

Желающие  узнать о Защите в Судах Турции могут пройти по ссылке

Общество не обязано направлять участникам компании, перечисленные выше материалы.  Вместе с тем совет директоров должен по требованию лица, имеющего право на участие в собрании, предоставить для ознакомления материалы. Если материалы имеют конфиденциальный характер, участники компании не могут требовать получения копии документов, если иное не предусмотрено Уставом или внутренним документом общества.

НЮАНСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕСТКИ ДНЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ

Общее собрание участников компании вправе принимать решения только по вопросам, включенным в повестку дня. Главная отличительная особенность ООО – формирование вопросов происходит не во время собрания, а заранее с соблюдением достаточно строгих процедур прописанных в Коммерческом Кодексе Турции (далее – ККТ) и (согласно п.3. ст. 617 ККТ[1] ссылкой на положения проведения Общего Собрания для АО) Положение о Порядке и Принципах Проведения Общих Собраний Акционерных Обществ и Представителей Министерств Для Участия в Этих Собраниях (Далее – Положение о Проведение Общего собрания)[2].

В зависимости от видов собрания изменяется подход к определению порядка проведения годового и внеочередных собраний. Повестка дня годового собрания жестко нормирована законом (ст. 408, ст. 413 ККТ)[3]. Контуры же повестки дня внеочередного собрания законодателем не задаются, они слегка диспозитивны. Следовательно, повестка дня для внеочередных собраний теоретически может содержать практически любые вопросы, входящие в компетенцию основного органа управления (Общего Собрания), в том числе могут быть рассмотрены вопросы очередного (годового) собрания (например, при досрочном прекращении полномочий совета правления, ликвидации аудиторской организации, утвержденной ранее на годовом собрании).

вопросы в ООООсновные вопросы, включаемые в повестку дня Общего Собрания, должны быть конкретными, лишенными налета абстрактности, неопределенности или двусмысленности.  Поэтому, чтобы не возникла проблемы при объединении нескольких вопросов повестки в один, советую при формировании повестки дня соблюдать общее правило, согласно которому каждое предложение (вопрос повестки дня) в повестке следует отражать отдельным пунктом. 

Вместе с тем, решение некоторых вопросов невозможно без принятия решений по другим, взаимосвязанным вопросам.  Допустим, если отдельными пунктами повестки дня стоят вопросы о досрочном прекращении полномочий совета директоров ООО и об избрании нового состава совета директоров, то положительное решение по первому вопросу и отрицательное по второму приведет к тому, что общество останется без действующего совета директоров компании. Следовательно, в рассматриваемом примере для практичности вопросы следует объединить.

Определение и утверждение повестки дня Общего Собрания участников компании по общему правилу входит в компетенцию совета директоров (исполнительный орган). Темы, не определенные в повестке дня, не могут быть рассмотрены Общим Собранием (п. 2 ст. 413 ККТ).  Исключение составляет Общее Собрание, которое собрано без объявления. В случаях, когда очередное или внеочередное общее собрание созвано без объявления, и, если участники компании не выдвигают какие-либо возражения закрепляя данную одобрение в письменной форме, в этом случае возможно изменить или внести какие-либо поправки и дополнения к повестке дня (п.4. ст. 617 и ст. 416 ККТ).

Несмотря на то, что повестку утверждает совет директоров, в ее формировании могут принять участие участники компании, имеющие право на внесение предложений в повестку дня.

Участники компании, владеющие голосующей долей (по умолчанию это в совокупности не менее 10% доли компании), вправе применительно как к очередному (годовому), так и для внеочередных собраний,  не позднее чем за 15 дней до публикации объявления о собрании, внести вопросы для рассмотрения в повестку дня Общего Собрания.

Согласно ст. 13 Положения о Проведение Общего собрания, в повестку дня очередного заседания Общего Собрания необходимо включить следующие вопросы:

а) Открытие и создание президиума собрания.

б) Чтение и согласование годового отчета, подготовленного советом правления (исполнительный орган или директором).

в) Чтение отчетов аудитора.

г) Чтение, согласование и утверждение финансовой отчетности.

д) Освобождение от ответственности членов совета директоров.

е) Определение использования прибыли, пропорции и доли прибыли, подлежащих распределению.ж) Определение компенсации членов совета правления и таких прав, как плата за деятельность, бонусы и премии.з) Если в течение года произошло сокращение состава совета правления и советом правления было произведено какое-либо назначение, это назначение должно быть одобрено или отклонено Общим Собранием.

и) Избрание членов совета правления, срок полномочий которых истек, определение сроков полномочий, если срок полномочий не указан в уставе.

к) Выбор аудитора.

л) Другие вопросы, которые могут быть сочтены необходимыми.

Другие вопросы, которые считаются необходимыми, должны быть четко и недвусмысленно указаны в повестке дня. В абстрактном виде пункт повестки дня, как например вопрос с формулировкой «прочие вопросы, которые могут быть сочтены необходимыми», по причине неопределенности не может быть вынесен в повестку дня для обсуждения.

В соответствии с законом и Уставом компании, любой вопрос, отнесенный к компетенции рассмотрения Общим Собранием, может быть включен в повестку дня годового или внеочередного Общего Собрания. Иными словами, Исполнительный орган общества вправе помимо вопросов, предложенных инициатором собрания, включить в повестку дня внеочередного Общего Собрания участников общества также любые дополнительные вопросы по собственной инициативе. Тематика указанных дополнительных вопросов определяется только по усмотрению органа, созывающего внеочередное собрание. Если представителем министерства торговли были внесены какие-либо вопросы для рассмотрения на Общем Собрании, такие вопросы обязательны для внесения в повестку дня и рассмотрения на Общем Собрании.

Закон алгоритмизирует порядок внесения и рассмотрения предложений держателей доли в ООО следующим образом:

а) Предложение для повестки дня (и созыва собрания) участниками компании, имеющие в совокупности не менее 10% акций, вносится в письменной форме посредством нотариального уведомления (п.3 ст. 411 ККТ)[4]

б) Предложение должно быть подписано участником компании или его представителем и должно содержать сведения об имени участника, количестве и категории (типа) причитающихся долей.  Закон не требует предоставление каких-либо документов, подтверждающих права участника компании, зарегистрированного в реестре. Здесь Исполнительному органу следует самостоятельно проверять принадлежность доли заявителю.

в) При внесении предложения в повестку дня представителем участника компании к заявлению необходимо приобщить доверенность, имеющую информацию об участнике компании и представителе (ст. 21 Положения о Проведении Общего Собрания).[5]

Кроме того, в заявлении желательно отобразить: четкую формулировку каждого вопроса для повестки дня. Если имеется предложение о выдвижении кандидатов – имя, документы и иную информацию, предусмотренную уставом или внутренним регламентом общества.

Совет директоров не обладает правом изменять предложенные формулировки как вопросов, так и решений по ним. Рассмотреть и принять решение (положительное или отрицательное) по внесенному предложению совет директоров обязан в срок не позднее публикации объявления о созыве Общего Собрания, или сорока пяти дней после истечения установленных законом сроков.

otkazЕсли советом директоров принято отрицательное решение о внесении вопроса в повестку дня, такое решение должно быть мотивированным и обоснованным. Решение об отказе в проведении внеочередного общего собрания участников общества может быть принято исполнительным органом общества, например, в случае: 1) если не соблюден установленный Законом порядок предъявления требования о проведении внеочередного Общего Собрания участников общества; 2) если ни один из вопросов, предложенных для включения в повестку дня внеочередного Общего Собрания участников общества, не относится к его компетенции или не соответствует требованиям Закона; 3) вопросы, предложенные для включения в повестку дня не отражают срочность или существенную проблему которую срочно необходимо рассмотреть Общим Собранием[6].

Исполнительный орган общества, который должен в течение семи дней с даты получения требования о проведении внеочередного Общего Собрания участников общества рассмотреть данное требование и принять решение о проведении внеочередного Общего Собрания участников общества или об отказе в его проведении может принять любое обоснованное решение. Против негативного решения (вердикта), или уклонения совета директоров от принятия решения участники компании вправе обратиться в суд с требованием о побуждении общества собрать собрание и включить предложенный вопрос в повестку дня Общего Собрания. Кроме участников компании и совета директоров, никто не имеет права вносить предложения в повестку дня собрания.

В заключении нужно еще раз подчеркнуть, существует положение закона, согласно которому очередное Общее Собрание не имеет права принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня. Довольно часто в объявлениях о проведении общего собрания можно увидеть вопрос “разное”, что не корректно. В этот пункт регламента проведения собрания можно включать много разных вопросов, но его уязвимым местом является возможность обжалования принятия этого вопроса любым участником, поскольку он не был вынесен в повестку дня. Поэтому руководству ООО желательно четко определять выносимые на рассмотрение и голосование вопросы. 

На нашем канале ТЕЛЕГРАМ вы всегда сможете быть в курсе новостей, новых статей, истории из судебной практики иностранцев  и различных изменений  в законах Турции. Подписывайтесь и следите за полезными публикациями.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ НА НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

  • Dr. Hasan Pulaşlı, Şirketler Hukuku Şerhi I-IV, Adalet yayınevi, 2022.
  • Dr. Oruç Hami Şener,Yargıtay Kararları Işığında Limited Ortaklıklar Hukuku,Seçkin Yayıncılık,2017
  • Mehmet Cemil Türk, Anonim Şirket Genel Kurul Kararlarının İptali.
  • Taner BOZKURT, Şirketler Hukuku 2023, Yetkin yy.
  • Soner Altaş,Türk Ticaret Kanununa Göre Limited Şirketler,Seçkin Yayıncılık, 2021
  • Ünal Tekinalp, Anonim Ortaklıkta Yeni Bağlam Sisteminin Esasları, İstanbul 2012
  • Ünal TEKİNALP, Yeni Anonim ve Limited Ortaklıklar Hukuku ile Tek Kişi Ortaklığının Esasları, Vedat Kitapçılık, İstanbul, 2011.
  • AYHAN, Rıza, Limited Şirket Ortaklarının Sorumluluğu, Kazancı Yayınevi, İstanbul, 1992.
  • Aksu, Ü. (2012), Limited Şirket Genel Kurulu, Yüksek Lisans Tezi, Kocaeli Ünv. Sosyal Bilimler Enstitüsü.
  • Karahan, S. ve Huysal, A. S. (2012), Şirketler Hukuku, Mimoza Yayınları.
  • BİLGİLİ, Fatih/Demirkapı, Ertan. (2013). Şirketler Hukuku. Bursa.

[1] Коммерческий Кодекс Турции, статья  617- (1) Genel kurul müdürler tarafından toplantıya çağrılır. Olağan genel kurul toplantısı, her yıl hesap döneminin sona ermesinden itibaren üç ay içinde yapılır. Şirket sözleşmesi uyarınca ve gerektikçe genel kurul olağanüstü toplantıya çağrılır.

(2) Genel kurul, toplantı gününden en az onbeş gün önce toplantıya çağrılır. Şirket sözleşmesi bu süreyi uzatabilir veya on güne kadar kısaltabilir.

(3) Toplantıya çağrı, azlığın çağrı ve öneri hakkı, gündem, öneriler, çağrısız genel kurul, hazırlık önlemleri, tutanak, yetkisiz katılma konularında anonim şirketlere ilişkin hükümler, Bakanlık temsilcisine ilişkin olanlar hariç, kıyas yoluyla uygulanır. Her ortak kendisini genel kurulda ortak olan veya olmayan bir kişi aracılığıyla temsil ettirebilir.

(4) Herhangi bir ortak sözlü görüşme isteminde bulunmadıkça, genel kurul kararları, ortaklardan birinin gündem maddesi ile ilgili önerisine diğer ortakların yazılı onayları alınmak suretiyle de verilebilir. Aynı önerinin tüm ortakların onayına sunulması kararın geçerliliği için şarttır.

[2] 28.11.2012 Resmî Gazete Sayısı: 28481 , Anonim Şirketlerin Genel Kurul Toplantılarının Usul Ve Esasları İle Bu Toplantılarda Bulunacak Bakanlık Temsilcileri Hakkında Yönetmelik

[3] Коммерческий Кодекс Турции TTK Madde 408 B) Görev ve yetkileri.

(1) Genel kurul, kanunda ve esas sözleşmede açıkça öngörülmüş bulunan hâllerde karar alır.

(2) Çeşitli hükümlerde öngörülmüş bulunan devredilemez görevler ve yetkiler saklı kalmak üzere, genel kurula ait aşağıdaki görevler ve yetkiler devredilemez:

  1. a) Esas sözleşmenin değiştirilmesi.
  2. b) Yönetim kurulu üyelerinin seçimi, süreleri, ücretleri ile huzur hakkı, ikramiye ve prim gibi haklarının belirlenmesi, ibraları hakkında karar verilmesi ve görevden alınmaları.
  3. c) Kanunda öngörülen istisnalar dışında denetçinin seçimi ile görevden alınması. [*]
  4. d) Finansal tablolara, yönetim kurulunun yıllık raporuna, yıllık kâr üzerinde tasarrufa, kâr payları ile kazanç paylarının belirlenmesine, yedek akçenin sermayeye veya dağıtılacak kâra katılması dâhil, kullanılmasına dair kararların alınması.
  5. e) Kanunda öngörülen istisnalar dışında şirketin feshi.
  6. f) Önemli miktarda şirket varlığının toptan satışı.

(3) Tek pay sahipli anonim şirketlerde bu pay sahibi genel kurulun tüm yetkilerine sahiptir. Tek pay sahibinin genel kurul sıfatıyla alacağı kararların geçerlilik kazanabilmeleri için yazılı olmaları şarttır.

Коммерческий Кодекс Турции, статья  413- (1) Gündem, genel kurulu toplantıya çağıran tarafından belirlenir.

(2) Gündemde bulunmayan konular genel kurulda müzakere edilemez ve karara bağlanamaz. Kanuni istisnalar saklıdır.

(3) Yönetim kurulu üyelerinin görevden alınmaları ve yenilerinin seçimi yılsonu finansal tablolarının müzakeresi maddesiyle ilgili sayılır.

[4] Коммерческий Кодекс Турции статья 411 a) Genel olarak

 (1) Sermayenin en az onda birini, halka açık şirketlerde yirmide birini oluşturan pay sahipleri, yönetim kurulundan, yazılı olarak gerektirici sebepleri ve gündemi belirterek, genel kurulu toplantıya çağırmasını veya genel kurul zaten toplanacak ise, karara bağlanmasını istedikleri konuları gündeme koymasını isteyebilirler. Esas sözleşmeyle, çağrı hakkı daha az sayıda paya sahip pay sahiplerine tanınabilir.

(2) Gündeme madde konulması istemi, çağrı ilanının Türkiye Ticaret Sicili Gazetesinde yayımlanmasına ilişkin ilan ücretinin yatırılması tarihinden önce yönetim kuruluna ulaşmış olmalıdır.

(3) Çağrı ve gündeme madde konulması istemi noter aracılığıyla yapılır.

(4) Yönetim kurulu çağrıyı kabul ettiği takdirde, genel kurul en geç kırkbeş gün içinde yapılacak şekilde toplantıya çağrılır; aksi hâlde çağrı istem sahiplerince yapılır.

[5] Vekaletnamenin unsurları ve geçerlilik süresi Madde 21 – (1) Vekaletnamede; şirketin unvanı, ait olduğu genel kurul toplantısının tarihi, vekilin adı ve soyadı, pay sahibinin pay adedi ile adı ve soyadı veya unvanı ve imzasının bulunması şarttır. Bu bilgilerden herhangi biri bulunmayan özel veya genel vekâletnameler geçersizdir. Konuya ilişkin, Anonim Şirketlerde Elektronik Ortamda Yapılacak Genel Kurullara İlişkin Yönetmelik hükümleri ile Sermaye Piyasası Kurulunun düzenlemeleri saklıdır. (2) Vekaletnameler, ait olduğu genel kurul toplantısı ve yeni bir vekil atanmadığı sürece hukuken bunun devamı sayılan toplantılar için geçerlidir. Gündemin değiştirilmemesi kaydıyla, nisabın yokluğu, azlığın talebi veya genel kurulun kararıyla yahut herhangi bir nedenle toplantının ertelenmesi halinde yapılacak toplantılar hukuken önceki toplantının devamı sayılır.

[6] Olağan Genel Kurul Gündemi. Olağan GK, her hesap dönemi için yapılan GK toplantılarıdır (BTY. m. 5/1/a). Olağan GK gündeminde asgari olarak hangi konuların yer alması gerektiği TTK. m. 409/1 ve BTY. m.13’te belirtilmiştir. Bunun haricinde, esas sözleşmede öngörülmek suretiyle TTK. m.409’da sayılanlar dışında hangi konuların olağan GK toplantılarında görüşüleceğinin düzenlenebileceği ve bunun TTK. m.340’a aykırı olmayacağı kabul edilebilir.TTK. m.409/1’de sayılan ve olağan GK toplantısının asgari gündemini oluşturacağı kabul edilen konular; organların seçimine, finansal tablolara, yönetim kurulunun yıllık raporuna, kârın kullanım şekline, dağıtılacak kâr ve kazanç paylarının oranının belirlenmesine, yönetim kurulu üyelerinin ibraları ile faaliyet dönemini ilgilendiren ve gerekli görülen diğer konulardır. BTY. m.13/3’te ise kanun ve esas sözleşme gereği GK’nın yetkisinde olan ve olağanüstü GK toplantı gündemini oluşturacak her konunun olağan GK toplantısına alınabileceği belirtilmektedir. BTY. m.13/5 hükmü gereği Bakanlığın, SerPK. m.29/4 gereği Kurulun gündeme madde koydurabileceğini ve bu bakımdan gündemin, kural olarak YK tarafından belirlenmesine bir istisna getirilmiştir.

Olağanüstü Genel Kurul Gündemi. Olağanüstü GK, şirket için lüzumu halinde veya zorunlu ve ivedi sebepler çıktığı takdirde yapılan ve gündemini toplantı yapılmasını gerektiren sebeplerin oluşturduğu toplantılardır (BTY. m.5/1/b). Gündeme bağlılık kuralı bakımından olağan ve olağanüstü GK bakımından bir farklılık bulunmamaktadır. Olağan ve olağanüstü GK ayrımı toplantının zamanı esas alınarak yapılan bir sınıflandırma olup, bu nitelik bakımından bu iki toplantı türü arasında bir takım farklılıklar vardır. Kanun olağan GK toplantılarının gündeminde yer alması gereken konuları sınırlayıcı olmaksızın TTK. m.409’da saymış olmasına karşın, olağanüstü GK toplantıları bakımından böyle bir düzenleme öngörmemiştir. Bunun sebebi, olağanüstü GK toplantılarının toplanmayı gerektirecek sebeplerin varlığı halinde gerçekleşecek olması ve bu niteliği itibariyle, toplantıyı gerektirecek sebeplerin daha önceden bilinememesidir. Genel Kurul Toplantılarında Gündeme Bağlılık Kuralı H.C. ÇAĞLAYAN

254 Читателей Поблагодарили
Отставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *